Альтернативой неизменному салату «Оливье» и новогоднему «Щелкунчику» в Большом театре стала громкая премьера старинного балета «Эсмеральда». Классическим спектаклем, отсутствующим в репертуаре почти 75 лет, первый театр страны разродился аккурат в католическое рождество. Самая амбициозная новинка Большого, поставленная с докризисным размахом, оказалась, омрачена слухом о смерти одной из его участниц.
Нет, нет – с самой Эсмеральдой (эту партию блистательно исполнила Наталья Осипова), слава богу, всё в порядке. Её даже не повесили, как требуется по сюжету романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Чудесным образом неожиданно воскресший возлюбленный цыганки капитан королевских стрелков Феб приносит указ о помиловании и вместо эшафота главная героиня отправляется прямо под венец. Такой сиропно-сахарный «хэппи энд» задумали не постановщики спектакля – худрук балета Большого Юрий Бурлака и питерский балетмейстер Василий Медведев. К сказочному финалу руку приложил непосредственно сам классик французской литературы, самолично переделавший в либретто слезливую мелодраму о горбуне Квазимодо и любви бедной цыганки к высокородному красавцу.
В общем, хоть и не без происшествий, но, так или иначе, премьера состоялась, и в ней худрук балета Большого попробовал угодить решительно всем. Для любителей древностей, например, по пресловутым архивным записям, хранящимся в Гарварде, частично восстановлены хореографические сцены Мариуса Петипа. Историческими оказались также заново созданные роскошные декорации и костюмы. Специально для любителей советской классики, сохраненной осталась популярная вставка в балет сделанная Агриппиной Вагановой - исполняемое на всех конкурсах суперпопулярное па-де-де «Диана и Актеон».