МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Бензин в США уже в разы дешевле, чем в России

Бензин в США по 10 рублей за литр? А в России скоро будет стоить за полтинник

Мировые цены на нефть падают с каждым днем. Сейчас баррель стоит около $29, скоро будет $20. Что делают основные мировые потребители и производители «черного золота»? В США, крупнейшем импортере сырья, снижают цены на бензин. В ряде штатов литр горючего можно купить за 12 центов (менее 10 рублей). В России же на отдельных заправках за литр АИ-95 уже требуют 40 рублей. А к середине года цены рискуют дойти до 50 рублей. Виной тому рост акцизов. Повышая налоги, государство пытается снять дополнительные «сливки» с нефтяников. Но в итоге бремя ложится на население.

Фото: Михаил Ковалев

Нынешние цены на нефть в $25–30 за баррель задержатся не менее чем на год-два, а то и на все пять. Иран со своими дополнительными 500 тыс. баррелей в день, которые он сейчас вправе экспортировать, сделать это вполне способен. Как говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова, именно эти цены и эти сроки активно обсуждаются сейчас в финансовых кругах не только России, но всего мира.

Бюджеты добывающих стран, которые во многом зависят от экспорта сырья, трещат по швам. Например, экономика Венесуэлы, более чем на 90% находящаяся в руках «черного золота», оказалась на грани краха. В стране введено чрезвычайное экономическое положение. Для исправления ситуации власти намерены поднять внутренние цены на горючее. До последнего времени Каракас за счет субсидий удерживал их на самом низком в мире уровне — 2 цента за литр. Катар также вынужден поднять цены на бензин на 30–35%.

В России, которая добывает нефти даже больше, чем Саудовская Аравия, цены на АЗС пока остаются также одними из самых низких в мире. Но рост очевиден. Если в январе 2015 года литр АИ-95 можно было купить за 32 рубля, то теперь на ряде АЗС он стоит уже под 40 рублей. По словам Анны Бодровой, в 2016 году средняя стоимость бензина в России вырастет минимум на 3,7–4,5%.

Дело в том, рассказывает эксперт, что в цене литра нашего бензина две трети стоимости составляют акцизы. «Повысить уровень акциза в нынешней экономической ситуации — самый простой способ нарастить бюджетные поступления», — полагает Бодрова. С этого года акциз для бензинов пятого класса будет стоить 7,53 тыс. рублей за тонну (рост — 2 тыс. рублей). Класс «Евро-4» дойдет до 10,5 тыс. рублей (рост на 3,2 тыс.).

В самом деле, не логично ли возложить роль спасителей российской экономики на нефтяников? Как говорят производители сырья, они сохранят рентабельность при ценах и в $15.

Но не все так просто. «Власти увеличивают акцизный сбор — дорожает топливо для потребителя, потому что бизнес перекладывает бремя на его плечи. Заплатит за это каждый из нас», — полагает Бодрова. Эксперты предрекают, что к весне цена АИ-92 и АИ-95 вырастет на 2 рубля. Есть все основания полагать, что стоимость литра дойдет до 50 рублей.

А в США, которые остаются самым крупным импортером «черного золота», цены на бензин снижаются. Так, в Мичигане на ряде АЗС они опустились до 48 центов за галлон. Это 12 центов (менее 10 рублей) за литр. Рекорд был поставлен в результате конкуренции между тремя бензоколонками. В Штатах существуют десятки добывающих и перерабатывающих предприятий. Компаний, которые контролируют розничную сеть горючего, сотни. Некоторые бизнесмены контролируют вообще по две-три АЗС и тем не менее влияют на ценообразование в определенных, пусть и небольших, регионах. В Мичигане из-за борьбы за клиента между тремя АЗС был достигнут стоимостный минимум. Ранее одна из перерабатывающих компаний США заявила, что примет нефть, только если ей приплатят.

В этом есть лукавство. Средняя стоимость галлона бензина в США составляет $1,5 (примерно те же 30–35 рублей). Нынешние низкие цены на бензин нужны Вашингтону, чтобы оградить себя от иранской «ядерной угрозы». Пусть сланцевый нефтяной рынок в США замедлит темпы развития. Пусть мелкие компании в Штатах погибнут. Но их тут же поглотят более крупные холдинги. Так что производство не исчезнет на корню. «Грядет передел на американском рынке, и виной тому Иран», — полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Это невыгодно России. Американские ресурсы концентрируются в нескольких руках, у крупного бизнеса есть больше шансов наладить монополию.

Вместе с этим низкие цены углубляют кризис российской экономики. Топливо является главной ценообразующей составляющей наших внутренних товаров. Если дизель будет стоить 50 рублей, то за килограмм огурцов, которые выросли в цене за 2 года втрое и сейчас за него требуют 220 рублей, дальше могут запросить и более 300 рублей. Поешь тогда оливье на 8 Марта.

Но у США есть «гандикап». «Если что, они нарисуют еще триллион долларов, и их экономика будет спасена», — говорит Серей Пикин.

У России машины по производству американских денежных средств нет. Может, тогда не увеличивать акцизы на топливо, которые в конечном счете переходят на потребителя? Может, пересмотреть систему «Платон» (плата с большегрузов массой выше 12 тонн за проезд по федеральным трассам)? Или систему имущественного или транспортного налогов?

«Вполне возможно, если сократить эту нагрузку, то акцизы на топливо менять и не надо. Если более внимательно контролировать ценообразование на заправках частных компаний и наказывать их реальными штрафами, то эффект получится гораздо серьезнее», — полагает собеседник «МК» в одном из частных сельскохозяйственных холдингов.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах