Нынешняя ежедневная общественно-политическая газета «МК — Московский комсомолец» имеет непростую биографию. Так уж сложились обстоятельства, что на протяжении первой половины ХХ века это печатное издание неоднократно появлялось и закрывалось. Созданное зимой 1919-го СМИ для комсомольцев и молодежи столицы, будучи однажды упразднено, потом вновь возникло из небытия, но по прошествии некоторого времени опять прекратило (по распоряжению из высоких партийных кабинетов) выпуск новых номеров для читателей, затем последовал еще один цикл возникновения-исчезновения... Последний длительный перерыв в существовании нашей редакции связан с Великой Отечественной. Уже вскоре после нападения гитлеровцев на СССР, в начале августа 1941 года, «Московский комсомолец» был закрыт, большую часть журналистов отправили в армейские, фронтовые многотиражки. «Молодежка» вновь начала выходить в столице лишь по окончании Второй мировой — с октября 1945-го.
Вот почему нынешний год для нас, эмковцев, юбилейный. Уже на протяжении 80 лет газета «Московский комсомолец» выходит без перерывов. Ей не помешали даже отчаянно трудные дни октябрьского путча 1993 года, когда журналисты «МК» работали в буквальном смысле под пулями.
По случаю дня рождения газеты и юбилея ее окончательного возвращения к читателю захотелось перелистать подшивку 80-летней давности, чтобы стало более ясно, с какого же уровня стартовал в своем «марафонском забеге», который длится уже 8 десятилетий, «Московский комсомолец», поднявшись за это время до сегодняшних своих высот.
В номерах за октябрь–декабрь 1945-го нашлись интересные вещи, забытые теперь уже факты. Как тут не сравнить газету с машиной времени?
Итак, включаем ее и переносимся на 80 лет назад, в ту пору, когда жизнь советских людей только-только налаживалась, входила в мирное русло после долгой военной страды. Для справки: возобновленный «орган МК и МГК ВЛКСМ» выходил тогда 3 раза в неделю — по вторникам, четвергам и субботам.
«Демобилизованным воинам достойную встречу. Овеянные славой ратных подвигов, прошедшие суровую школу фронтовой жизни, уже вернулись к родным очагам многие тысячи воинов, демобилизованных из Красной Армии. А сейчас с запада <…> приближаются новые эшелоны недавних фронтовиков. Все явственнее ощущается наступление новой эры — эры мирного строительства. <…>
По указу Президиума Верховного Совета Союза ССР до конца нынешнего года будут демобилизованы еще десять возрастов рядового и сержантского состава. Кроме того, вернутся из Красной Армии рядовые и сержанты, имеющие законченное высшее, среднее техническое и среднее сельскохозяйственное образование, учителя, студенты старших курсов. Возвращаются также воины, получившие по три и более ранений на фронтах Великой Отечественной войны…» («МК», 16 октября 1945 г.)
«Малолитражный автомобиль «Москвич». Вскоре с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей сойдет машина новой марки. В беседе с нашим корреспондентом главный конструктор завода Н.И.Борисов рассказал:
— Новый автомобиль (речь идет о «Москвиче-401». — Ред.) выгодно отличается от прежних малолитражек по своему внешнему виду и по рабочим качествам. Машины будут окрашены в цвета различных оттенков — от темных до ярко-светлых. Внутри они будут обиты тканями стильного рисунка. Изящно отделанную панель приборов украсят блестящие хромированные детали и цветные изделия из пластмассы. Заводские конструкторы продумали все мелочи в отделке машины. <…> Новая малолитражка будет дешевой машиной, будет обладать самыми высокими качествами, необходимыми для длительной и надежной эксплуатации». («МК», 25 октября 1945 г.)
«Молодые верхолазы. Московский Кремль снова становится златоглавым и белокаменным. Снимается с куполов маскировочная краска, которой они были покрыты в дни войны. Эту работу производят верхолазы. Они работают на головокружительной высоте среднего американского небоскреба. <…> Ноги верхолаза скользят по золотому куполу, ветер бьет в лицо, руки стынут на холодном брусе. Опасная профессия! Оказалось, что специальность по душе морякам. Они самые искусные верхолазы.
Среди них отличается комсомолец Семен Пазников. Он работает на самых ответственных участках, причем без всяких специальных приспособлений. Пазников очищает кресты от маскировочной покраски, покрывает особым раствором золотые купола Кремля.
В настоящее время молодые верхолазы В.Толстых, И.Карасев, И.Кругов и А.Голицын под командой бригадира Лукина работают на очистке купола Успенского собора. В хорошую погоду они очищают один квадратный метр за день…» («МК», 30 октября 1945 г.)
«Динамо» — «Челси» — 3:3. Выступая по лондонскому радио, спортивный обозреватель Генрих Фишер рассказал о впечатлениях от матча между советской футбольной командой «Динамо» и английской командой «Челси».
На стадионе «Стамфорд-Бридж», который в обычное время вмещает 60 тысяч зрителей, сказал обозреватель, уже за 1 час до начала матча собралось около 70 тысяч человек. Люди сидели около самой линии поля, на крышах клуба и трибун, чтобы посмотреть на игру первой советской футбольной команды, прибывшей в Англию. И они не разочаровались. То, что они увидели, <…> было первоклассным футбольным матчем. Они впервые увидели иностранную команду, которая по своим техническим способностям и физическим данным не уступала английским командам.
Ровно в 2 часа 30 минут (по Гринвичу) на футбольном поле появились обе команды. «Челси» — в красных майках, «Динамо» — в бело-голубых. Игроков команд приветствовал первый лорд адмиралтейства Александер. У каждого из советских футболистов в руках был маленький букет цветов, который он передал своему противнику из английской команды. Этот жест с самого начала привлек симпатии зрителей к советским футболистам.
Началась игра. Со стороны англичан последовал ряд атак. Защите москвичей пришлось здорово поработать. <…> В первом тайме английской команде удается достигнуть счета 2:0. После перерыва русские снова берут инициативу наступления, все более завоевывая себе шансы на успех. В конце 20-й минуты второго тайма Карцев забивает гол в ворота англичан с расстояния в 30 метров, а еще через несколько минут в результате мастерски сыгранной комбинации между левым и правым краем русские выравнивают счет. Этот успех встречается бурными овациями зрителей, выражающих свои симпатии советским футболистам.
После этого гола, забитого московской командой, игра становится еще более напряженной и волнующей. На 37-й минуте Лаутон забивает гол в ворота московской команды. Однако в конце тайма русские снова выравнивают счет. Таким образом, со счетом 3:3 заканчивается один из красивейших и напряженнейших международных матчей, который когда-либо видели в Англии». («МК», 15 ноября 1945 г.)
«Научные цели полета субстратостата «СССР ВР-77». 22 ноября в 18 часов 20 минут отправился в большой полет субстратостат «СССР ВР-77». Полет был организован <…> для изучения физических явлений в атмосфере. В воздух поднялись четыре аэронавта: командир экипажа, известный воздухоплаватель и парашютист подполковник П.П.Полосухин, пилот майор С.А.Попов, научный сотрудник инженер А.М.Боровиков и бортрадист Л.Б.Грошев.
Субстратостат представляет собой сферический аэростат объемом в 2200 кубических метров. Наполненный водородом, он может подниматься на высоту до 10 километров. Его оболочка изготовлена из двухслойной прорезиненной материи. Аэронавты ведут научную работу в плетеной корзине, по бортам которой размещена аппаратура. <…> Экипажу дано задание — продержаться в воздухе не менее суток». («МК», 23 ноября 1945 г.)
«Вчера, 17 декабря, Председатель Совета народных комиссаров СССР тов. Сталин вернулся из отпуска в Москву и приступил к исполнению своих обязанностей». («МК», 18 декабря 1945 г.)
«Киносъемки в воздухе. Самолет камнем падает вниз. Еще мгновение — и летчик врежется в крышу дома. Этот момент, запечатленный на пленке, поражает кинозрителей своим реализмом. <…> Мы на просмотре нового полнометражного фильма «Боевые действия истребительной авиации», снятого с самолета на большой высоте.
Съемочная группа кинорежиссера А.Кондахчан установила автоматический стационарный аппарат у козырька самолета. Благодаря этому киноавтомат фиксировал все то, что наблюдал перед собой летчик. Зритель видит, как пикирует самолет с высоты 1500 метров. Киноаппарат зафиксировал перевороты через крыло, боевые развороты, «штопоры», «бочку», виражи и ряд других фигур высшего пилотажа. <…>
За последнее время в авиации широко пользовались американскими киноавтоматами. Установленные на боевых машинах, они выполняли то, что не мог сделать кинооператор. Автоматы фиксировали острые моменты воздушного боя, бомбежки, работу штурмовиков, бреющие полеты.
В период Великой Отечественной войны американские киноавтоматы были установлены на машинах лучших советских летчиков. Однажды капитан Сиротин снял свой воздушный бой с немецким самолетом «Фокке-Вульф». Летчик запечатлел все эпизоды боя, и зрители получили возможность увидеть пылающий немецкий самолет, врезающийся в землю. Этот редкий кинодокумент был затем использован в документальной картине «Берлин».
<…> Новый советский киноавтомат превосходит по своим качествам американский. Он может использовать в воздухе 120 метров пленки, американский же — только 25. <…> В фильме засняты воздушные бои трижды Героев Советского Союза, прославленных летчиков Покрышкина и Кожедуба, дважды Героя Советского Союза Алелюхина, которые сражались с немецкими летчиками. Картина будет окончательно готова в ближайшие дни». («МК», 22 декабря 1945 г.)
Листая старую подшивку, автор этих строк особое внимание уделил номеру «Московского комсомольца» за 11 декабря. Как-никак день рождения газеты — со дня выхода самого первого номера исполнилось 26 лет. Но, увы, ни строчкой о таком событии тогдашние корреспонденты «молодежки» не обмолвились. На газетных полосах красуются публикации под «увлекательными» заголовками: «Улучшить внешкольную и внеклассную работу с детьми», «Трудовыми победами встретим всенародный праздник», «Комсомольцы — отличные агитаторы», «Вечер молодых избирателей»… Возможно, упустили журналисты редакции знаменательную дату, а скорее всего, не было еще тогда решения вести отсчет выпуска номеров главной комсомольской газеты Москвы с декабря 1919-го.