МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Бензин в России стремительно растет к 40 рублям за литр

У топлива слишком длинные цены

Горючее снова дорожает. В последние полгода такого не наблюдалось. Были провалы — литр АИ-92 падал до 33,15 рублей, были и взлеты — до 35,3 рублей. Но после Нового года мы увидели резкое повышение. Пока оно не особенно ощутимо на кошельках: за две недели ценники на АЗС в среднем выросли на 30 копеек, но тенденция намечена. Как полагают эксперты, она продолжится. До конца года мы увидим уже 40 рублей за литр (это плюс 13%, что гораздо выше запланированной инфляции). В 2018-2019 годах, уверены аналитики, населению придется как и ранее «тянуть лямку» и за себя, и за нефтяные компании, а горючее также будет прибавлять в цене по 12% в год.

Фото: Кирилл Искольдский

Топливные цены в нашей стране толкают вверх сразу несколько факторов. Это и налоговый маневр, когда государство снижает экспортные пошлины на нефть, что стимулирует повышение стоимости горючего на внутреннем рынке. Это и рост цен на «черное золото» на мировых торговых площадках. Это и укрепление рубля.

Однако это вполне рыночные методы. Существуют моменты, когда государство само толкает рынок к повышению цен. Например, за счет увеличения акциз. В 2017 году этот вид фискального сбора также претерпит изменения. Ставки акциза на автомобильный бензин, не соответствующий пятому классу, возрастут с 2017 года до 13,1 тыс. рублей за тонну (в январе 2014-го он увеличился с 9 до 11 тыс). Акциз на бензин пятого класса вырастет до 10,13 тыс. рублей (в январе 2014-го он составлял немногим более 5,6 тыс. рублей). В будущие годы эти ставки будут расти еще больше. Объяснение простое — чиновники хотят пополнить федеральный бюджет дополнительными 430 млрд. рублей ежегодно. Есть предложения, по которым акцизы на бензин четвертого и пятого классов вырастут на 6,5% и на 36,4% соответственно, тогда рост цен на горючее будет еще существеннее.

По мнению начальника аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова, к концу этого года литр горючего на среднестатистической российской заправке будет обходиться минимум на 10% дороже сегодняшнего уровня.

И это еще не самый негативный прогноз. Уже сейчас стоимость бензина в розничных сетях в России начинает расти как на дрожжах, полагает старший аналитик Альпари Анна Бодрова. За прошлую неделю, по расчетам Московской топливной ассоциации, АИ-92 вырос в цене на 14 копеек, АИ-95 подорожал на 16 копеек, дизельное топливо прибавило 21 копеек за литр. Это средние цифры по стране. Две трети стоимости литра бензина в России составляют акцизы и сборы, все остальное — само топливо и сопутствующие расходы. При всем при этом главы крупных нефтяных компаний и ранее говорили о потенциале роста цен на топливо в 2017 году в среднем на 10-12%. Обычно Федеральная антимонопольная служба и чиновники других ведомств следят за тем, чтобы бензин не обгонял в динамике инфляцию и, как правило, это стратегия работает. Однако, как заявил в конце прошлого года, замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, рост цен на бензин в 2017-м не будет опережать инфляцию. «Те, кто говорит обратное, — «провокаторы», — отметил чиновник.

Но в ряде российских регионов ценник на литр топлива на АЗС превысил важный психологический рубеж. «Например, АИ-95 по цене уже стал больше 40 рублей за литр», — отмечает Анна Бодрова. Есть отдельные сообщения, что в ряде областей и районов, в основном на Севере, обнаружены цены за литр АИ-92 в 64 рубля. «Возможно, это и единичные случаи, но тенденция наметилась. Новый скачок стоимости бензина может прийтись на весну-начало лета. С 1 июля все продаваемое в России топливо должно соответствовать классу Евро-5. Любые издержки продавцов, производителей и прочее стандартно перекладывается на плечи потребителей», — отмечает Сергей Суверов.

Нельзя исключать, что до конца года такими темпами наиболее востребованные марки АИ-92 и АИ-95 в среднем подорожают на 1,5-1,7 рубля за литр. Но это минимум. Стоит готовиться к тому, что те же марки повсеместно преодолеют планку в 40 рублей и закрепятся на этом уровне надолго. «Согласно планам властей по акцизам на 2018 и 2019 годы, топливо будет расти в цене на 7-12% ежегодно, поэтому какой-то длительной стабилизации цены ждать не стоить. Отказаться от автомобилей в пользу общественного транспорта целиком невозможно, поэтому населению придется «тянуть лямку» и за себя, и за нефтяные компании. Похоже, что со временем личный автомобиль действительно станет роскошью, а не предметом повседневного использования», — отмечает Анна Бодрова.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах