МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Россия построила свой первый ледокольный газовоз для Арктики

Это стало возможным благодаря созданию на верфи новой промышленной экосистемы для сложнейших проектов

24 декабря 2025 года на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае состоялась передача заказчику — ПАО «Совкомфлот» — танкера-газовоза СПГ «Алексей Косыгин». Это первое судно такого класса, полностью построенное в России. Ледокольный танкер ARC7 стал головным в серии, предназначенной для проекта «Арктик СПГ-2», и обозначил новый этап в развитии отечественного гражданского судостроения.

Фото :ПАО "НК "Роснефть"

Судно названо в честь советского государственного деятеля Алексея Косыгина, дважды Героя Социалистического Труда. В церемонии имянаречения принимал участие Президент России Владимир Путин, а оператором проекта является НК «Роснефть». Сам факт появления газовоза подобного уровня внутри страны эксперты рассматривают как важный технологический рубеж: ранее суда такого класса заказывались за рубежом.

Судоверфь «Звезда» в Большом Камне создавалась для строительства технически сложных судов крупного тоннажа. Производство газовозов потребовало масштабных НИОКР, внедрения новых технологий и подготовки высококвалифицированных специалистов. Фактически в России была создана новая отраслевая компетенция.

Танкер «Алексей Косыгин» рассчитан на работу в экстремальных арктических условиях. Высокий ледовый класс позволяет судну самостоятельно преодолевать льды толщиной более двух метров. Вместимость газовоза превышает 172 тысячи кубометров сжиженного природного газа. Судно оснащено винто-рулевыми колонками, произведенными на территории верфи заводом «Сапфир». Длина танкера – 300 метров, ширина — 48,8 метра, дедевейт — 81 тысяча тонн, мощность силовой установки — 60 МВт.

Строительство велось с использованием сухого дока — одного из крупнейших гидротехнических сооружений в мире. Его размеры (485×114×14 метров) позволяют собирать суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, что ранее в России было невозможно. После завершения работ газовоз прошел полный цикл ходовых и газовых испытаний. Такие испытания на Дальнем Востоке проводились впервые.

Капитан судна Сергей Гень, принимавший участие в пуско-наладочных работах, отметил сложность проекта и высокий уровень кооперации:

«Это уникальное судно, и те, кто погружен в этот проект, понимают, насколько сложно было построить и ввести газовоз в эксплуатацию». Фото :ПАО "НК "Роснефть"

При проектировании учли и доработали решения, основанные на опыте эксплуатации зарубежных аналогов, что должно повысить ледокольные характеристики судна.

Ответственный за сдачу газовоза от ССК «Звезда» Константин Панкратов назвал проект одним из самых сложных в современной отрасли. Он подчеркнул, что такие суда сегодня особенно востребованы для перевозки СПГ по Северному морскому пути, поскольку способны работать круглогодично и без ледокольного сопровождения, снижая издержки и повышая конкурентоспособность флота.

Члены экипажа подтверждают готовность судна к дальнейшей эксплуатации. Третий помощник капитана Антон Гамбург рассказал, что ходовые и газовые испытания прошли успешно, впереди — проверка судна в реальных ледовых условиях Северного морского пути.

Работа над газовозом стала вызовом для производства. Как отметил сварщик Дмитрий Плотников, конструкция судна подобна термосу, что требует особой герметичности для поддержания температуры в –180°C. Многоуровневый контроль качества на всех этапах исключает дефекты.

Бригадир трубопроводного цеха Алексей Арианов отмечает, что проект стал первым подобным опытом для многих работников, но завод с задачей справился. Он образно называет трубопроводы «кровеносной системой корабля», от надежности которой зависит работа всех судовых систем.

Сегодня в портфеле заказов ССК «Звезда» около 60 судов, значительная часть которых находится в активной стадии строительства. Передача «Алексея Косыгина» заказчику стала не только итогом многолетней работы, но и практическим подтверждением того, что в России сформирована база для строительства сложных арктических судов нового поколения.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах