“Футбольные фанаты” — это словосочетание в последнее время стало очень модным. Вспоминают их к месту и не к месту. Но вот разобраться, кто же они такие, эти фанаты, почему-то никто у нас по большому счету не удосужился. Чаще ограничиваются штампами: мол, это некое сборище необразованных и невоспитанных подростков, распивающих водку из горла по подъездам в ожидании возможности подраться.
А между тем это целый мир. Не всегда понятный обывателю, но очень интересный тем, кто внутри этого мира живет. Со своими радостями и проблемами, враждой, дружбой и конкуренцией.
Петь, как в Англии, у нас не научились
Фанаты, как и сам футбол, меняются, развиваются и совершенствуются. И в каждой стране по-своему. Выбранный у нас в начале пути английский стиль, подразумевающий отстаивание своих позиций и на стадионе, и за его пределами, лишь задал направление. Дальше Россия пошла — как обычно — своим путем, вбирая в себя самые разные традиции из самых различных фанатских культур. От англичан по большому счету у нас взяли разве что манеру одеваться да ввели правила, в соответствии с которыми использование в драках подручных средств недопустимо.
Атмосфера же на российских трибунах — как загадочная русская душа: неповторима и не всегда понятна.
Петь, как в Англии, у нас так и не научились. Зато в плане внешних эффектов мы не уступим законодателям этой моды — итальянцам. Количество файеров и баннеров на трибунах в ходе матчей чемпионата России (а главное — качество полотен) вполне себе на уровне. При этом фанаты разных отечественных клубов порой отличаются меж собой как небо и земля.
Скажем, на “Локомотиве” можно увидеть баннеры, которые иначе как произведением искусства не назовешь. Спартаковская перекличка “трибуна на трибуну” — фирменный знак красно-белых. Армейцы своей визитной карточкой сделали оголение торса в любую погоду. А красочные шоу, устраиваемые питерцами на “Петровском”, можно смело заносить в видеопособие по болению, если таковое появится.
Перефразировав известное изречение, можно сказать, что каждая команда имеет тех болельщиков, которых достойна. Но и болельщики в ответ вправе требовать соответствующего своему уровню футбола. Вот и вывешивают спартаковские фаны баннер, гласящий: “Мы достойны второй звезды, а вы — нет”.
Вот здесь мы и подходим к вопросу номер один. Фанаты вправе требовать. Но у кого и каким образом? Надо отдавать себе отчет в том, что времена “чистого футбола”, увы, бесследно ушли. Хочешь, чтобы твой клуб покупал звезд мировой величины и на равных играл с грандами в еврокубках, — будь готов, что за это надо платить. А тот, кто будет платить, не всегда (а может, и никогда) будет прислушиваться к мнению болельщиков.
Говорят, впрочем, что фанаты одной российской команды сейчас всерьез заняты созданием фонда, средства из которого пойдут на покупку части акций клуба, что позволит хоть как-то контролировать ситуацию...
Недавно в гостях у “МК” побывал вице-президент Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) Андрей Малосолов, который в рамках онлайн-конференции гораздо дольше отведенного часа отвечал на вопросы читателей. Мы публикуем самые интересные выдержки из его ответов.
Наша организация официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ. Фактически ВОБ является профсоюзом болельщиков. 25 мая 2007 года мы обозначили векторы развития. Первое — поддержка национальных сборных, всех наших команд по футболу и по всем игровым видам. Понятно, что 95% поддерживают футбол. Второе — защита интересов болельщиков. Юридическая, правовая, тем более что мы имеем на это полное право, так как являемся общественной организацией. Третье — организация цивилизованных отношений на стадионах: мы помогаем правоохранительным структурам и организаторам соревнований сделать все, чтобы это было не мукой, а праздником. Сейчас мы подготовили и отправили в МВД России большое количество поправок в правила поведения зрителей на спортивных мероприятиях, которые помогут сделать эти правила цивилизованными и современными.
ВОБ не зона с понятиями и ограничениями, это сообщество молодых людей, которые любят футбол и которые на добровольной основе регулируют это движение внутри себя. У нас пока нет даже членских взносов. Зато люди, входящие в ВОБ, имеют в качестве благодарности за поддержку льготы на билет. Преференции на матчах сборной. Например, 500 человек полетели в Вену на полуфинал Евро-2008 на двух чартерах от РФС бесплатно, заплатив лишь за визу и билет на матч.
Перед созданием ВОБа в РФС было немало людей, кто скептически относился к нашей идее. Да мы и сами шли на конференцию с дрожащими коленками, не совсем еще понимая, какую махину готовы свернуть. Зато теперь у сборной есть свой ресурс — неистовая, мощная современная поддержка как дома, так и на выезде. Когда президент РФС Виталий Мутко распорядился выделить нам целую трибуну на матче с Англией, он здорово рисковал. Со всех сторон нас прессовали, считая, что билеты уйдут спекулянтам или что мы рассоримся между собой. Но наша предельно честная позиция по выдаче билетов и сумасшедший перформанс дали ответ критикам. Вообще встречи руководства РФС и премьер-лиги с ВОБом стали регулярными. В качестве примера приведу наши встречи с представителями ЦСКА и “Спартака” перед их выездом в Грозный. Сейчас готовится новая встреча московских фан-объединений с болельщиками Нальчика, чтобы решить проблемы “камнепада” на каждом матче в Кабардино-Балкарии.
Слава богу, драки, “креслопад” и омоновские атаки практически ушли с наших стадионов. И теперь фанаты на матчах больше соревнуются друг с другом в баннерных войнах, в красочности и массовости поддержки. При этом потасовки никуда не ушли, другое дело, что они проходят в максимально законспирированной форме. Не собираюсь дискутировать о том, насколько это правильно, но это неотъемлемая часть фанатской культуры. Главное, что уже много лет существуют негласные правила, при которых противоборствующие группировки не “жестят”, не калечат людей, а играют по определенным правилам…
Девушки больше не боятся 22 мужиков и 11-метрового
“Ну-жен гол!” — кричит трибуна женскими голосами. Мяч влетает в ворота, и вверх взмывают тонкие руки с наманикюренными пальчиками. Футбол давно перестал быть чисто мужской игрой. Девушки ворвались на стадионы и стали полноправными болельщицами. Правда, парни скептически ухмыляются, увидев юную особу с фанатским шарфом на шее: “Ей просто очень нравится красавчик Аршавин”. Да, нравится, но при этом она прекрасно знает, что такое “офсайд”, “угловой”, и изучает таблицу трансферов перед каждым сезоном. Чтобы разобраться, что же влечет девушек к полю, корреспонденты “МК” внедрились в девичью фанатскую группировку.
— Шарф клубный есть? — первый вопрос предводительницы “амазонок” — болельщиц ЦСКА — был задан строгим голосом. Без этого неизменного атрибута на фанатскую трибуну лучше не ходить. В гардеробе девочек много вещей с футбольной символикой — банданы, напульсники, футболки. На матчи многие ходят в платьях с эмблемой любимой команды — некоторые обмундирование даже сами шьют.
Большинство из них в первый раз на стадион тащили силой. Придя за компанию, девчонки остались в футболе навсегда.
Клубные пристрастия у девочек формируются тремя способами: они либо следуют заветам своих отцов и старших братьев, либо идут на поводу у “вторых половинок”, и третий вариант — влюбляются в конкретного футболиста и начинают болеть за его команду. Но последних в фанатских группировках не любят. Футболисты переходят из клуба в клуб, с этими трансферами меняются и симпатии влюбленных девушек.
Связанные одним шарфом
Она — за ЦСКА, он — за “Динамо”. На матчи ходят вместе, держась за ручку. Каждый со своим шарфом. В среде фанатов знают об их романтических отношениях, поэтому претензий не предъявляют, когда на трибуны заходит человек с чужими опознавательными знаками.
Истории любви среди болельщиков не редкость. Как тут ни вспыхнуть чувствам, когда каждые выходные бок о бок на трибуне в едином порыве кричишь: “Только победа!”, когда вместе отправляешься на выездные матчи. Это в Москве девчонки такие самостоятельные — одни на стадион, одни в спорт-бары. В другие города они все-таки путешествуют в компании парней-фанатов — боятся. “Мы с ними везде — и на тусовку после матча, и в драку!” — признаются фанатки. “Деретесь?!” — удивляемся мы. Девушки клянутся, что сами в кулачный бой стараются не лезть, но если уж встретят воинственно настроенную группировку, то удержаться не смогут. Впрочем, случаи откровенной вражды с применением главного женского оружия — ногтей — у поклонниц кожаного мяча редки. Шрамы ведь только мужчину украшают, а представительницам прекрасного пола синяки и царапины не идут.
Несмотря на то что увлекаются девчонки мужской игрой, о своем женском начале они не забывают. Сексуальная футбольная фанатка — этот образ в эротическом фотоискусстве затмил и “учительницу”, и “медсестру”. Изображениями полуобнаженных девушек, прикрытых только клубным шарфом, пестрит Интернет. Свою привлекательность, впрочем, девчонки демонстрируют не только в Глобальной сети — во многих клубах проводятся конкурсы красоты среди болельщиц. Победительница конкурса “Мисс Сатурн”, к примеру, на целый год становится лицом клуба.
Красная карточка за кумира