МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Военный эксперт раскрыл причины ЧП с "Адмиралом Кузнецовым": "Сняты звездочки"

Кто угробил крупнейший в мире судоремонтный комплекс

Крупное ЧП произошло в ночь на 30 октября на 82-м судоремонтном заводе в Мурманске, где на единственный в России авианосец «Адмирал Кузнецов» должны были установить новое энергетическое оборудование и вооружение. В результате нештатной ситуации, возникшей, предварительно, из-за резкого скачка напряжения, плавучий док «ПД-50» затонул, а один из двух упавших при аварии башенных кранов рухнул на авианосец, повредив его. Пострадали несколько рабочих, один пропал без вести.

«Адмирал Кузнецов» в доке. Фото: ru.wikipedia.org

В Мурманске, как пишут горожане, накануне возникли проблемы с электроснабжением. Неприятный сюрприз подкинула погода — выпал мокрый снег, облепил линии электропередач, а потом обледенел. Как бывает в подобных случаях, начались перебои с электроснабжением — одна за другой отключались ЛЭП.

Скачок напряжения, как утверждают, случился в тот самый момент, когда «Адмирала Кузнецова» спускали на воду. Произошло аварийное отключение насосов на плавдоке, вода хлынула в отсеки. По словам работников, они еле успели схватить одежду и выбраться на берег. Всего с территории судоремонтного завода эвакуировали около 70 человек. Но несколько рабочих не удержались на платформе и свалились в воду. Четверых смогли спасти — в ледяной воде люди получили переохлаждение и даже обморожения, но выжили. Двоих врачи вскоре отпустили домой, двое остаются в реанимации. Одного так и не нашли.

В момент, когда начался крен, видимо, и стали падать башенные краны. Один свалился в залив, второй рухнул на палубу крейсера. Примерно в 3.30 док уже полностью ушел под воду — глубина в этом месте составляет до 14 метров. А авианосец спешно отбуксировали на другой судостроительный завод.

Сейчас обсуждаются несколько главных вопросов, связанных с инцидентом.

Первый: кто виноват в произошедшем? В причинах разбирается СК. Официальных выводов пока нет, но источники в ведомстве уже сообщили, что, по предварительным данным, произошедшее — результат нарушения правил технической эксплуатации судоподъемных сооружений.

В местных пабликах этот вопрос живо обсуждается. Один из пользователей сети ВКонтакте утверждает, что пару лет назад он якобы работал на затонувшем доке. По его словам, незадолго до его увольнения док перевели на электротягу — «то есть погружение и всплытие от берегового питания». Бывший рабочий утверждает, что начальство радовалось: можно экономить на дизельном топливе.

Второй вопрос: что будет с затонувшим доком? ПД-50 был построен в 1980 году на верфи Götaverken в Швеции, его длина — 330 м, ширина — 67 м. В нем ремонтировались крупнейшие корабли Военно-морского флота России. Грузоподъемность дока — 80 тысяч тонн. Сейчас его обследуют водолазы, чтобы понять, в каком состоянии его оборудование и есть ли там что поднимать на поверхность. В любом случае, по оценке специалистов, это будет непростая и очень дорогостоящая операция.

Еще один вопрос — повлияет ли ЧП на сроки ремонта «Адмирала Кузнецова»?

Полученные авианосцем повреждения пока оцениваются. По предварительным данным, палуба в том месте, куда упал кран, ремонтировалась и была вскрыта, повреждение получило только оборудование, которое оказалось в открытой зоне. Еще, по данным главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, есть повреждение борта выше ватерлинии — рваное отверстие размером четыре на пять метров. А «жизненно важное» оборудование крейсера, говорят, не пострадало. Сейчас «Адмирал Кузнецов» находится на соседнем, 35-м судоремонтном заводе. Там уже заявили, что Центр судоремонта «Звездочка», с которым у Минобороны заключен контракт, продолжит ремонтные работы в соответствии с графиком, а их окончание запланировано на 2021 год.

На условиях анонимности один из наших экспертов пояснил, что с момента, как авианосец передан по гособоронзаказу на переоборудование, считается, что с него «сняты звездочки». То есть, по сути, корабль находится на ответхранении у судоремонтной компании, с которой заключен контракт, а экипажи авианосца в это время проходят обучение и переподготовку вне его корпуса. «Поэтому все нюансы, которые там допущены, полностью на ответственности судоремонтников. Они могут переплавить корабль и сдать его обратно новым, Минобороны по большому счету все равно. Сейчас в военном ведомстве, скорее всего, взяли паузу, чтобы правильно оценить ситуацию. Нет сомнений, что в связи с форс-мажором судоремонтная компания потребует увеличения сроков. И, скорее всего, дополнительного финансирования. В Минобороны думают, какие в этой связи можно принять меры», — считает наш собеседник.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах