МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Шли напролом, пихая детей»: кто и зачем «минирует» московские школы

В столице шквал ежедневных эвакуаций из образовательных учреждений: учителя на нервах, родители в панике

На российские школы и детсады обрушился шквал анонимных сообщений о минировании. Угрозы о заложенной бомбе — огромный стресс как для детей, так и для взрослых. Есть и первые жертвы лжетерроризма: воспитательница детского сада в Биробиджане умерла во время эвакуации детей после сигнала о минировании здания. Женщина успела одеть малышей и перевести их в безопасное место, после чего ее состояние резко ухудшилось — и врачи не успели ее спасти.

С начала декабря учебный процесс в московских образовательных учреждениях срывается практически ежедневно. Все сигналы оказывались ложными. Но в суматохе эвакуации, которая обязательна в каждом случае, многие школьники не успевают забрать личные вещи, переобуться и надеть верхнюю одежду. Куда на время проверки зданий спецслужбами отводить младшеклассников (старшие сами уходят домой), тоже непонятно: по сообщениям родителей, дети часами ждут родных в ближайших садах, библиотеках, магазинах, кафе и даже подъездах... Некоторые папы и мамы написали заявление и отказываются водить детей в школу, пока волна телефонного терроризма не сойдет на нет.

«МК» разбирается в ситуации.

Фото: vk.com/msk_today

ЧТО ПРОИСХОДИТ:

«Заходит полиция, включается сигнализация, по коридорам начинают бегать ученики»

С конца ноября в Москве угрозы о минировании получили более 3,3 тыс. объектов. Если раньше такие сообщения поступали посредством телефонного звонка, сегодня письмо о минировании, как правило, приходит по электронной почте. Причем часто послание адресовано не одному конкретному образовательному учреждению, а целому списку. Неизвестные перечисляют номера школ и детских садов, в которых якобы заложена бомба.

После такого сигнала, даже если он составлен в шутливой форме, сотрудники обязаны провести экстренную эвакуацию учеников и воспитанников. Что они и делают: не проходит и дня, чтобы в столице не эвакуировали учебные заведения. Некоторые получают сообщения с угрозами каждый (!) день и по нескольку раз в день.

Родители напуганы и не знают, чего еще ждать.

«В моей школе №1253 сегодня была 5-я эвакуация за 9 дней (4, 6 декабря, два раза за день 10 декабря и 12 декабря). Сегодня уже некоторые родители в классе стали высказываться, что не хотят отпускать детей в школу до прояснения ситуации, до понимания, что происходит».

«Нашу школу №1133 в Крылатском эвакуировали за неделю 4 раза, и вокруг много школ тоже. Сменку не разрешают переобувать. Хватают куртки. Малыши последние дни сидят в классе с верхней одеждой. В прошлый раз кинологи ехали более 5 часов из-за загрузки».

«Пятая эвакуация нашей маленькой школы. Середина рабочего дня. Учителя вызывают родителей с работы. Дети на ушах, многие напуганы. Кто-то плачет и хочет к маме, кто-то расстроен отменой глины-анимации-столярки-танцев. Вся началка в полном составе вламывается посреди тихого часа в детский сад...»

«Сообщение из нашего сада: «Детей подняли с тихого часа по тревоге и вывели, не успев покормить обедом. Сидим в здании такого-то учреждения на скамеечках, срочно забирайте по домам». И это днем! В рабочий день! И — внимание — через день 2 недели подряд вот так!»

Для педагогов сообщения о минировании тоже являются полной неожиданностью. Как нам рассказали учителя из нескольких московских школ, никаких дополнительных инструктажей с педсоставом не проводят. Однако именно на их плечах организация процесса эвакуации «от» и «до» — и процедура эта очень выматывающая. В некоторых школах, куда сигналы о минировании поступают регулярно, детей попросили приходить без портфелей и брать в классы верхнюю одежду.

Для успокоения родителей иногда подают информацию, будто тревога учебная, причин для паники нет. Но мамы и папы все равно нервничают. Потому что плановая учебная эвакуация очень отличается от того, что происходит сейчас. Да, дети и взрослые часто не знают, что сигнал об условном пожаре тренировочный. Но это становится ясно сразу после того, как люди покинули здание: сотрудник службы безопасности рассказывает, какие ошибки были допущены, и запускает всех обратно. В случае же с декабрьской волной угроз детей запускают обратно в учреждение через 2–4 часа. А иногда и не пускают вовсе: по некоторым данным, кинологические службы просто не успевают оперативно проверить здание, так как таких «заминированных» объектов одновременно по всему городу может быть несколько десятков. Был случай, что очередь до школы, эвакуированной днем, доходила только в 21:00.

КАК ПРОИСХОДИТ:

«Некоторые старшеклассники шли напролом, пихая других детей»

К самой эвакуации как к комплексу мероприятий для обеспечения безопасности можно относиться философски. Когда мы живем в столице огромной страны, умение быстро и слаженно выбраться из опасного помещения не может быть лишним.

Но когда это происходит по нескольку раз и полностью срывает не только учебный процесс у детей, но и рабочий у родителей, сложно не запаниковать. Особенно если это происходит каждый день.

Мы опросили родителей и выяснили, что у них много претензий к организации процесса эвакуации и к тому, что происходит с детьми после выхода из учреждения. Второе становится серьезной проблемой для семей, где оба родителя работают и не имеют возможности быстро забрать своего маленького школьника домой. Если сигнал о минировании поступает до обеда, то младшеклассники банально остаются голодными. Завтрак они получают в 9.15, обед обычно на 5-м или 6-м уроке — в 12.30 или 13.35. Кто и где их покормит, пока родственники смогут их забрать? Были случаи, когда учителя вели подопечных в ближайшее кафе и кормили за свой счет.

А еще немедленная эвакуация не подразумевает возможности всем зайти в раздевалку и надеть теплую одежду. Да, все понимают, что сообщение о минировании, скорее всего, ложное, но чтобы не оказаться персонажами сказки про пастуха и волков — нужно действовать по инструкции.

«Детям толком не дают одеться», «Наши два часа стояли на улице полураздетые», «Дернули с урока физкультуры, дети слонялись по улицам в шортах, хоть куртки надеть успели» — такие ситуации, увы, не редкость.

— В нашей школе №1506 (корпус 2) первая эвакуация случилась 4 декабря, — рассказывает Ирина, ее дочь Маша учится в начальной школе. — Тогда дети простояли на холоде на стадионе — все теплые вещи: варежки, шапки, рейтузы и пр. остались в классе в рюкзаках. Потом их отвели в соседний садик. Но пока сообразили отвести их именно туда, прошло много времени, дочь после этого заболела. И, кстати, только из сада учительница сообщила, что детей нужно забрать. В понедельник, 16-го, снова эвакуация, я была свидетелем, как это происходило. Заходит полиция, включается сигнализация, и по коридорам начинают бегать ученики. Во вторник их снова эвакуировали. И в среду! На этот раз детей уже оперативно увели в другую школу, стоять на холоде не пришлось. Но после того как я забрала Машу из другой школы, оставшихся детей повели опять в детский сад. Для работающих родителей — дополнительный стресс знать, что твой ребенок сидит в каком-то детском саду, а я видела, как там всех загоняют в один спортивный зал. К тому же дети остаются без обеда, все их вещи в школе. Никаких других вариантов размещения не предлагают: если не можете забрать, они будут сидеть где сидят, пока школу не проверят.

А это рассказ москвички Елены из Митина:

«Сегодня в школе №1544 было ложное сообщение об угрозе взрыва. Организация эвакуации была отвратительной. Был открыт только один выход, и толпа детей расталкивала друг друга. Некоторые старшеклассники шли напролом, давя, пихая других детей! Также сын говорит, что объявление по громкой связи толком никто и не слышал, было непонятно, что вообще говорят. Было страшно.

Выбежали кто в чем. В гардероб было не попасть. Моему сыну кинули куртку, в сменке и побежали на улицу. Девочки в балетках, мальчики кто в чем. Перед школой долго стояли зачем-то. У моего промокли ноги, пошли в другую школу, потом отпустили. Неорганизованный бардак».

Отзывов о слаженной работе педсостава тоже много. Вот что рассказывает мама, чей ребенок посещает одну из школ в Центральном округе:

«Наша школа отработала на отлично. Учителя моментально проинформировали родителей. Кто был рядом, тут же пришел и помогал переходить в место эвакуации. Те дети, кого родители не могли забрать, кооперировались и по нескольку человек уходили к одноклассникам с соответствующим информированием учителя. Со стороны школы вообще было все идеально. Но процесс обучения совершенно сорван.

В первый раз пришлось оставить рюкзаки в классе — у ребят там же осталась еда в термосах, тетради/учебники все в классе, с «домашкой» были сложности. Во второй и третий раз выходили уже с рюкзаками, тетрадями и едой. Наш класс стройной колонной пришел на место эвакуации и там расположился. В последний раз ребята там даже пообедали своей едой и сделали домашнюю работу».

Выход на сегодняшний день один — относиться к происходящему с пониманием. Или отсидеться дома. К слову, многие родители и дети действительно взяли тайм-аут: надоело мерзнуть и нервничать из-за непредсказуемости каждого учебного дня.

КТО ЗА ЭТИМ СТОИТ

Из источников в правоохранительных органах нам стало известно о двух версиях происхождения ложных сообщений о терактах. Первая — очень тревожная. Речь идет о настоящих террористах — возможно, из числа исламских группировок, запрещенных в России, которые до поры до времени пугают подобными фейками. А когда правоохранители (и мирное население) банально устанут, будет нанесен реальный страшный удар. Отметим, что именно в разгар нынешней волны лжетерроризма сотрудники ФСБ разоблачили вполне реальных диверсантов, намеревавшихся напасть на московскую школу в День Конституции.

Вторая — более реальная. Авторы посланий просто стараются сделать невыносимой жизнь в большом городе накануне новогодних праздников. Отметим, что такая волна уже случалась в разгар «холодной войны» между Россией и Украиной. И сейчас, по оперативным данным, послания о якобы заложенных бомбах приходят с украинских либо грузинских электронных адресов.

ЧТО ДЕЛАТЬ

1) Заранее поговорить с ребенком о том, что происходит.

Будет лучше, если школьник будет знать, чего ему ждать, и не впадет в панику при звуках сирены. Расскажите, что в городе участились случаи, когда в школы поступают тревожные сигналы, и тогда ее обязаны проверить кинологи с собаками; что в большинстве случаев эти сообщения ложные, но тем не менее это не повод для шуток.

2) Положить ребенку в карман брюк или прикрепить на другую одежду записку с номером телефона обоих родителей. Или попросить выучить номер наизусть.

Ученикам могут не разрешить зайти в класс за вещами, поэтому даже если они ходят в школу с мобильниками, устройства могут оказаться вне доступа. Педагоги не всегда могут оперативно донести до родителей информацию о том, что дети эвакуированы. Зная ваш номер, ребенок сможет позвонить вам сам, а вы уже организуете процесс, чтобы забрать его как можно скорее.

3) Положить в портфель плотный перекус.

Да, он не пригодится, если вещи останутся в классе. Но в случае если портфель все-таки разрешат забрать, возможность поесть скрасит часы ожидания родителей.

4) Заранее договориться с другими родителями, кто в случае эвакуации сможет забрать домой не только своего ребенка, но и некоторых его одноклассников.

Практически всегда в классе есть семьи, у которых дома есть кто-то из родных или няня. Или один из родителей имеет возможность уйти с работы и увести ребенка домой — в этом случае можно забрать и его друзей, чьи родители не могут оперативно приехать. Но вы должны обязательно поставить в известность учителя.

5) Не нервничать самим!

Да, совсем не переживать сложно, но помните, что такой всплеск сообщений о ложных минированиях уже был и в Москве, и в других городах России — и он сошел на нет. Если вас тревожит поведение педагога, который показал себя не с самой лучшей стороны во время эвакуации, попробуйте озвучить ему свои опасения. Учителя, как никто другой, заинтересованы, чтобы дети пережили эту ситуацию в комфортных условиях.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах