На МКС сейчас несут вахту российские космонавты Роман Романенко, Павел Виноградов и Александр Мисуркин, американские астронавты Томас Машберн и Кристофер Кэссиди, а также канадский астронавт Крис Хадфилд. На момент сеанса связи они «зависли» между Австралией и Америкой. Ради общения с ВВП им пришлось встать часа в четыре утра (МКС живет по Гринвичу).
- Не дрыгайтесь, задержка будет пять секунд, -- настраивали космонавтов и астронавтов.
Представители Роскосмоса волновались: если президент прилетит на вертолете сильно позже запланированного, МКС уйдет из «окна связи».
Час, в который возможна была связь со станцией, истекал. «Погода у нас хорошая, - развлекали космонавтов с Земли. – А еще журналисты вам передают, что вы очень фотогеничные».
- Как будете праздновать? – передали мы вслед за комплементом вопрос.
- Такое относительное празднование будет, на рабочих местах, - отвечал Павел Виноградов. - Под руководством ЦУПа (Центрального управления полетами – «МК»).
СМИ также спросили, поздравил ли астронавтов Барак Обама, но настраивающий связь чиновник этот вопрос «транслировать» отказался.
Между тем за судьбу сеанса связи с президентом можно было уже не волноваться – пришла весть, что Путин осматривает начавшуюся стройку космодрома «Восточный» (а именно - стартового и технического комплексов ракет-носителей «Союз-2») и будет с минуты на минуту. Несмотря на то, что это понятие растянулось, президент все же «вписался» в «окно связи».
Подойдя к микрофону, он первым делом, конечно, поздравил собеседников с Днем космонавтики.
- Это очень приятно, когда лично поздравляет сам президент, - пришло из космоса.
Путин пояснил, что не просто поздравляет, а делает это со строительной площадки «нашего будущего самого передового космодрома». «Хорошая площадка, мы ее долго выбирали, - продолжил рассказывать он. - Первые пуски с «Восточного» планируется осуществлять к 2015 году, а к 2018 году - пуски пилотируемых проектов. Следующий этап - к 2020 году, надеюсь, здесь будем осуществлять пуски сверхтяжелых ракет. Первоначально планировали до 55 тонн, но специалисты считают, что нужно выходить на больший объем». Кстати, космонавтам придется не приземляться, а приводняться, заметил он.
Также он сообщил, что космодром будет использоваться не только Россией, но и «нашими коллегами из Европы и США». «Мне очень приятно, что у нас космос - такая сфера деятельности совместной, которая позволяет забыть по все сложности международных отношений, - заметил Путин, обращаясь к американским астронавтам. - Позволяет выстраивать наши контакты в наиболее перспективной, высокотехнологичной сфере, не думая ни о каких проблемах, а думая о будущем, будущем наших стран, о будущем человечества». Кстати, опыт США нам пригодился при выборе площадки – а именно мы учли ошибку штатов при строительстве космодрома в плохих погодных условиях. Как позже пояснил на заседании «космического» Госсовета Путин, у нашего «Восточного» будет 300 солнечных дней в году, он не будет простаивать, в отличие от американского.
Астронавты же, выслушав его гимн космической дружбе, на ломаном русском сообщили, что в России «очень хорошие космонавты», начиная с Юрия Гагарина.
Связь прервалась, и пока ее настраивали, Путин при помощи главы Роскосмоса изучал макет будущего космодрома.
Контакт восстановили, но было ясно, что это ненадолго – скоро МКС должна была выйти из доступа надолго. Так что космонавты взяли быка за рога. «Рассчитываем на вашу поддержку в реализации не только этого нового космодрома, но и создании нового пилотируемого корабля, - перешел к делу Виноградов. - Потому что уже стоит луноход, нас ждет и очень уже соскучился».
Путин уверил, что луноходу скучать осталось не так уж долго: «У нас в планах перспективных есть - работа и по Луне, и по Марсу. Именно здесь будут создаваться условия для старта сверхтяжелых ракет - до 75 тонн. Это будет как раз возможным на этой площадке, с этого космодрома».
Чтобы это стало возможным, при «Восточном» надо будет создать научный центр. «Я думаю, что мы должны будем в известной степени перевести сюда и сборку, потому что это крупногабаритные грузы», - строил планы глава государства. А еще около «Восточного» понадобится построить целый город – Путин предложил назвать его «Циолковский». В России нет ни одного населенного пункта, который носил бы имя этого ученого, пояснил ВВП.
Когда Путин распрощался с МКС, журналисты поинтересовались у президента, последует ли за строительством «Восточного» отказ от использования «Байконура».
«Мы выстраиваем работу таким образом, чтобы и «Байконур» тоже использовался в будущем. Это мы будем, разумеется, делать с нашими казахскими коллегами», - отвечал тот. Впрочем, отметил, что этот космодром стоился в советское время и уже морально и физически устарел. При помощи «Восточного» пуски будут куда экономичнее, при этом «километража, автодорог и железных дорог будет в два раза меньше», объяснил он. При этом осталось непонятным, зачем в таком случае продолжать пользоваться «Байконуром». В общей сложности эксплуатация космодрома и помощь городу Байконур обходятся бюджету России в 6,16 млрд. рублей в год.
Напомним, что из правительства Казахстана были получены сигналы о том, что в Астане не прочь ускорить уход России с Байконура. Так, в январе этого года казахстанская сторона не дала разрешения на запуск спутника дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П» до того момента, как будет подписано специальное cоглашение о выделении нового района падения отработанных ступеней ракет. А в декабре минувшего года глава Казкосмоса Талгат Мусабаев, выступая в парламенте, заявил, что «соглашение по аренде Байконура отработало свое».