МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперт объяснил, почему Россия проспала беспилотную революцию

В отличие от Турции, у нас нет ударных дронов

Карабахская война в очередной раз подтвердила: ударные беспилотники стали очень важным и эффективным средством вооруженной борьбы. Приобретенные Азербайджаном турецкие дроны нанесли большой ущерб армии Нагорного Карабаха и армянским вооруженным силам. К сожалению, в этом сегменте вооружений Россия отстает. Почему? «МК» спросил об этом эксперта.

Денис Федутинов.

Беспилотники, способные наносить удары высокоточными ракетами, появились более 20 лет назад в армиях США и Израиля. Вслед за ними обзавелись новым оружием Китай, Иран, Турция, другие страны. Кто-то при этом вполне легально покупал технологии и лицензии у США и Израиля, а кто-то, как Иран или Китай, осваивали эти технологии на трофейных американских дронах.

Турция начала осваивать беспилотную тематику более 15 лет назад. Купила лицензии на несколько образцов в Израиле. На их базе начала собственные работы. В результате сегодня имеет целое семейство дронов различного класса и назначения, в том числе ударные. Опробовала их в Сирии, Ливии. Продает другим странам. Например, Украине, Азербайджану.

А что же российский авиапром? К сожалению, он в силу разных причин беспилотную революцию проспал. В 90-е годы ему было не до новых проектов. Стоял вопрос выживания. Кстати, многие авиафирмы и заводы тогда не выжили.

Армия тогда тоже о новых разработках не мечтала. Денег не хватало даже на денежное довольствие офицерам.

Это, как говорится, объективные трудности. Но, к сожалению, были и субъективные. Не нашлось в то время дальнозорких генералов, которые бы разглядели перспективность ударов беспилотников. Наоборот, от тех, кто тогда руководил ВВС, можно было услышать такое: зачем нам беспилотники, у нас летчиков некуда девать, а арсеналы забиты списанными однодвигательными самолетами?

Так и оказались мы на обочине беспилотного тренда. Теперь хоть у Турции их покупай. Так ведь еще и не продадут.

Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов рассказал «МК», когда российский авиапром сможет дать армии в нужном количестве ударные беспилотники:

-Пробел размером в пару десятилетий в разработках по тематике беспилотных систем тяжелого класса стал основной причиной отставания России в этой области. Он был дополнен общим падением потенциала отечественной промышленности и неблагоприятной, причем перманентно усугубляющейся, финансово-экономической и геополитической ситуацией.

Только сейчас ситуация с тяжелыми беспилотниками в России начинает медленно выправляться. Начались поставки Минобороны беспилотных систем с аппаратами MALE-класса «Орион» разработки компании «Кронштадт». Безусловно, первоначальные малые партии надо увеличивать и, надеюсь, это будет сделано.

Такой шаг позволит российским военным получить необходимый опыт эксплуатации разведывательно-ударных беспилотников подобного класса и подготовиться к использованию более тяжелых систем.

Вместе с тем, остается сложной ситуация по другому тяжелому беспилотнику – «Альтиусу», разработку которого ведет теперь уральский завод гражданской авиации. Да, прототип беспилотника уже выполнял полеты. Однако до завершения проекта, похоже, еще далеко, и в серийном виде наши военные его, к сожалению, не увидят, еще как минимум несколько лет.

СПРАВКА «МК»

Аппарат «Орион» массой в одну тонну способен нести несколько корректируемых авиабомб и высокоточных ракет «воздух – земля». Разрабатывается с 2011 года.

«Альтиус» взлетной массой 3-4 тонны первоначально разрабатывался по заказу Минобороны казанским КБ имени Симонова. Но госконтракт был сорван по срокам. Проект передали УЗГА.  

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах