Добровольческий батальон создан на базе государственного военизированного предприятия имени Судоплатова, появившегося по инициативе главы Запорожской области Евгения Балицкого. Он посчитал необходимым создать на родной земле что-то наподобие ополчения из местных жителей и просто неравнодушных людей, готовых поддержать российскую армию. ГУП назвали в честь Павла Судоплатова, руководителя советских спецслужб и уроженца Мелитополя.
Губернатор обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой помочь в создании добровольческого батальона. Через какое-то время пришел положительный ответ. С тех пор батальон все время действует под патронажем Евгения Балицкого, его сын Александр вступил в батальон.
Отряд было решено создавать по системе добровольческих частей «БАРС». Костяком боевого подразделения стали военнослужащие «СВО-112». Основатель подразделения с позывным «112», и сам вошел в его состав.
Первый контракт добровольцы официально оформили в апреле 2023 года, хотя к тому времени они уже несколько месяцев находились на линии боевого соприкосновения. По просьбе руководства подразделение специализируется на применении артиллерии, средств разведки и беспилотной авиации.
- Мы анализируем действия противника и пытаемся противодействовать или воздействовать на него с помощью имеющихся у нас технических средств, - рассказывает командир с позывным «Шаман». - Делаем сами системы сбросов для беспилотников, освоили FPV-дроны, а также наземные дроны и много еще чего.
По словам «Шамана», желающих попасть в отряд много. Ежемесячно 40-50 добровольцев подписывают контракты и приходят служить в батальон. Люди сами пишут в бот обратной связи телеграм-канала подразделения, спрашивают, как к ним попасть.
Несмотря на регулярное пополнение кадров, существует и основной костяк батальона, который состоит из ребят, прошедших через боевые действия в Донбассе. Некоторые воюют с 2014 года, кто-то получил боевой опыт во время спецоперации.
Главным критерием отбора кандидатов, по словам командира, является в первую очередь желание служить в отряде, воевать и защищать территорию Российской Федерации.
- Но одного желания, наверное, мало?
- Необучаемых не бывает, - убежденно говорит "Шаман". - Есть те, кто ленится, у кого мотивации не хватает. Но в целом, если человек осознанно приехал в зону СВО, то готов погибнуть ради победы. Если человек ставит на кон свою жизнь, значит, он готов и учиться.
Возрастной диапазон, как и положено, прописан в контракте и полностью совпадает с требованиями Минобороны. Бойцы, изъявившие желание вступить в ряды добровольческого подразделения, должны быть не моложе 21 года и не старше 55 лет.
- Одна из проблем добровольческих отрядов - нехватка молодежи, - поясняет "Ангара" - заместитель командира отряда по боевой работе. - Вот приходит к нам человек. К примеру, ему сорок, еще относительно молод. Боевой опыт имеется - Чечня, Сирия, Ливия, есть даже такие, кто успел в ходе СВО повоевать. Казалось бы, вот тебе готовый боец, но, к сожалению, это не так.
С возрастными бойцами порой бывает сложно работать, различные ноу-хау, вроде дронов, для них - целая проблема. С молодежью в этом плане все легче, они быстро осваивают и включаются в работу.
Как в любом многочисленном коллективе, ситуации в отряде возникают разные. Изредка бывают случаи, когда люди сами не выдерживают и уходят. Но это, по словам командира, скорее - исключение. Таким никто не препятствует. Решил уйти - уходи. Батальон добровольческий, никто никого принуждать не будет.
- Такого человека больше не возьмут в добровольцы?
- Все рассматривается в индивидуальном порядке. Зависит от причин, но запись в личном деле в любом случае остается.
Не только военнослужащий может изъявить желание покинуть подразделение. Руководство, со своей стороны, тоже может разорвать контракт с нерадивым бойцом. Например, за несоблюдение условий контракта, нарушение воинской дисциплины, невыполнение приказа. А еще за употребление алкоголя или наркотических препаратов, за проявление трусости. Но таких случаев не было.
По словам командиров, взаимоотношения между добровольческим подразделением и руководством дивизии, в составе которой оно действует, сложились именно такие, какие необходимы для развития. Военное руководство относится к батальону с пониманием, ни в чем не ущемляет, во многих моментах идет навстречу.
- Нормальная боевая работа в мужском коллективе, при полном доверии, - поясняет "Шаман".
По словам командира, местные власти стараются помогать добровольцам. К примеру, заболевший военнослужащий может обратиться не только в медицинские учреждения военного ведомства, но и в городскую больницу или поликлинику. Семьи бойцов также получают медицинскую помощь в регионе. Оказывают власти содействие с устройством детей защитников Запорожья в детские сады и школы. Предусмотрены дополнительные выплаты по ранению, а также премии за подбитую технику от губернатора.
- Для военнослужащих очень важна мотивация, - добавляет "Ангара". - Если у человека дома все хорошо, семья всем обеспечена, то он и мотивирован воевать.
"Шаман" рассказывает, что среди добровольцев есть жители Запорожской области, те, кто готов сражаться с украинским режимом наравне с российскими военными. Пока таких людей, правда, немного.
Причина – люди опасаются вступать в ряды добровольцев из-за украинских спецслужб, которые тут же начинают вести «охоту» на их родных, оставшихся на территории, подконтрольной Киеву. Личные данные появляются во все пабликах, от украинских спецслужб людям поступают угрозы.
- Для местных более жесткие критерии отбора, чем для остальных?
- Нет. В батальон их зачисляют на тех же основаниях, что и любых других добровольцев. Никакого предвзятого отношения, никакого подозрения быть не должно. Есть специальные службы, которые должны выявлять опасные элементы. Мы, со своей стороны, ограничиваемся стандартной процедурой - полиграф и личная беседа.
Рассказывая о философии батальона, собеседник отмечает, что она основана на том, что командир должен сам бывать в окопах, чтобы доподлинно знать, что там происходит и что нужно его солдатам.
- Мы стараемся взять от армии лучшее и усовершенствовать это своим опытом.