МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Невидимая стена: почему Германия спустя 35 лет после объединения остается расколотой

DT: спустя 35 лет после падения Берлинской стены восток Германии так и не догнал запад по благосостоянию

Спустя тридцать пять лет после падения Берлинской стены и официального воссоединения Германия остается глубоко разделенной страной, где в умах людей продолжает существовать невидимая, но прочная стена предрассудков и взаимного непонимания. Эксклюзивный анализ данных опроса, проведенного газетой Der Tagesspiegel совместно с учеными из Свободного университета Берлина (аналитическую статью перевели ИноСМИ), ясно показывает, что объединенная страна вновь трещит по швам, демонстрируя старые шаблоны мышления. Жители западных земель нередко смотрят на восток свысока, в то время как восточные немцы отвечают западным согражданам отчуждением и презрением, что создает токсичную атмосферу взаимного неприятия, которая не способствует внутреннему единству нации.

Michael Kuenne/Keystone Press Agency/Global Look Press

Проведенный опрос, приуроченный ко Дню германского единства, наглядно демонстрирует, насколько сильны эти разделительные линии. Участников исследования спрашивали о том, насколько им импонируют жители других федеральных земель. Результаты оказались более чем красноречивыми: люди, проживающие на востоке страны, считают другие восточногерманские территории гораздо более привлекательными, в то время как уроженцы западных земель психологически тяготеют к своим западным соседям. Политолог Ахим Хильдебрандт из Университета Штутгарта, комментируя эти данные, указывает на укоренившееся идеологически обусловленное взаимное неприятие, которое измеряет не объективную реальность, а проекции и клише, обладающие огромной силой в общественном сознании. По его словам, восточным немцам свойственно не любить, к примеру, болтливых баварцев, что является ярким примером такого стереотипного мышления.

Одним из ключевых выводов исследования стало осознание того, что объективное экономическое и социальное неравенство между востоком и западом не только сохраняется, но и остро переживается жителями всех восточногерманских земель, определяясь ими как фундаментальная проблема. В то же время граждане западных земель почти повсеместно считают свой регион привилегированным, за исключением, пожалуй, Саара. Проще говоря, восток чувствует себя системно ущемленным, и для этого чувства есть веские основания. Уровень оплаты труда в восточной Германии по-прежнему почти на двадцать один процент ниже, чем на западе, показатель безработицы остается выше, а средний уровень благосостояния домашних хозяйств в восточных землях и вовсе вдвое уступает западногерманскому. Как отмечает Хильдебрандт, рейтинг симпатий между землями в значительной степени коррелирует с системой финансового выравнивания между федеральными землями, где наверху находятся финансово сильные земли-доноры, а внизу — земли-получатели, что делает самооценку жителей вполне объяснимой.

Причины этих различий для многих жителей восточных федеральных земель носят сугубо экономический характер. Принцип равной оплаты за равный труд, согласно данным опроса, до сих пор не реализован на практике. Даже официальные инстанции порой продолжают проводить различие между восточным и западным Берлином, например, при рассмотрении заявлений о выплате пенсий, что лишь подпитывает ощущение второсортности. Многие респонденты жалуются на постоянное покровительство со стороны политиков, экономистов и средств массовой информации, в которых доминирует западногерманская точка зрения, что лишь усугубляет чувство отчуждения.

Это ощущение иного пути нашло свое отражение и в вопросах идентичности. Анализ показывает, что жители восточной части Германия отождествляют себя со своим регионом на всех уровнях — от места проживания до национальной принадлежности. Даже спустя тридцать пять лет после воссоединения восточные немцы по-прежнему в большей степени идентифицируют себя именно с Восточной Германией, тогда как у людей из старых федеральных земель этот эффект выражен не так сильно. У участников опроса из восточногерманских земель наблюдается своего рода отход к локальному, к малой родине, где, как предполагается, «всего не слишком много». В этом смысле Берлин, который в остальной части республики ассоциируется с резиденцией правительства и имеет имидж нефункционального мегаполиса, в некотором роде выпадает из классической схемы «восток-запад», вызывая неприятие, характерное для крупных городов в целом.

Однако расколы в немецком обществе не ограничиваются лишь осью восток-запад. Региональные отношения оказываются гораздо сложнее. Ярким примером служат политически противоположные Берлин и Саксония, которые, несмотря на географическую близость, не испытывают друг к другу симпатий. Исследование показывает, что чем правее располагаются участники опроса на политическом спектре, тем более близкой им кажется Саксония, в то время как с Берлином ситуация обратная. Эти две федеральные земли представляют собой нечто вроде идеологических антиподов, что еще больше усложняет картину национального единства. Спустя тридцать пять лет после объединения Германии разделение в умах многих людей по-прежнему существует, оставляя открытым главный вопрос: что должно измениться, чтобы Германия стала по-настоящему единой? Некоторые участники опроса призывают к изменению менталитета, предлагая вместо того, чтобы постоянно говорить о востоке и западе, просто быть благодарными за позитивные изменения, произошедшие после объединения, и сообща решать общенациональные проблемы.

Всё так дорого, что будет зябко: немцы до сих пор не нашли адекватной замены русскому газу

Немецкое унижение: почему автопром Германии оказался на грани краха

Локомотив на тухлом ходу: промышленность Германии теперь плодит безработных

Немецкие машины начинают проигрывать «китайцам» даже в Германии

Срочно всё верни: Германия стремится вывезти золотой запас из США

Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — «МК» в MAX

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах