МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Натиск на Север: на пути американского завоевания Гренландии нет никаких препятствий

В европейских столицах "гренландские" планы Трампа вызвали ужас и растерянность

Судя по риторике хозяина Белого дома, его свиты и многочисленным утечкам в прессу, планы Дональда Трампа относительно Гренландии все ближе к моменту реализации. И главный способствующий этому фактор, - отсутствие жесткой реакции со стороны мирового сообщества. На пути американского завоевания арктического суперострова не видно абсолютно никаких препятствий.

Фото: en.wikipedia.org

Заявив о своих претензиях на Гренландию, Трамп тем самым задал остальному миру вопрос - не артикулированный, но вполне отчетливый: "И что вы мне сделаете, как помешаете?" Прежде всего он, конечно, адресован Европе, частью которой является владеющая Гренландией Дания. И ответ Трампа, бесспорно, удовлетворил. 

По сути, ответ пока такой: "Ничего не сделаем, никак не помешаем". Собственно, единственная внятно выраженная ответная угроза со стороны европейцев - угроза распада НАТО. В случае вторжения Соединенных Штатов в Гренландию альянс фактически перестанет существовать, заявила премьер-министр Дании Метте Фредериксен. Буквально датчанка выразилась так: "Если одна страна НАТО нападет на другую страну НАТО, все закончится".

Но это Трампа совсем не испугало. "Если это заденет НАТО, значит, заденет, - заявил, ничтоже сумняшеся, хозяин Белого дома. - Но они нуждаются в нас гораздо больше, чем мы в них". Столь же ничтожное впечатление на него произвели обсуждаемые в ряде европейских стран, в первую очередь в Германии и Великобритании, планы отправки военных в Гренландию в рамках миссии НАТО.

По официальной версии, планируемая миссия, получившая название "Арктический страж", призвана противодействовать угрозе безопасности Гренландии, исходящей от Китая и России. Для справки: именно этой угрозой Трамп обосновывает свои экспансионистские намерения. "Если мы не заберем Гренландию, это сделают Россия или Китай, - объясняет президент США. - И я не позволю этому случиться".

Очевидно, однако, что в обоих случаях российско-китайская угроза не более чем предлог. Явно не ради защиты от русских и китайцев собираются европейцы направить на остров свои войска. И Трамп это, конечно же, понимает. Поэтому категорически отвергает идею подобной миссии. "Мы говорим о приобретении (Гренландии. - "МК"), а не об аренде", - продолжает настаивать он. Иными словами, никаких других войск, кроме американских, на острове быть не должно.

Но вполне возможно, планы европейцев заставили Трампа поторопиться. По данным британской газеты The Mail on Sunday, президент США поручил Joint Special Operations Command, подразделению американских вооруженных сил, отвечающему за специальные операции, подготовить план военного вторжения и захвата Гренландии. И у Америки есть все шансы опередить Европу на тропе арктической войны.

А у Европы, напротив, шансов практически никаких. У европейских политико-административных механизмов, конечно, есть некоторые преимущества перед американскими, но скорость принятия и реализации решений в их число никак не входит. И самое главное: если Трамп дает понять, что не остановится ни перед чем, то Европа к военному противостоянию с Соединенными Штатами абсолютно не готова.

Таков, можно сказать, лейтмотив заявлений европейских политиков и экспертов на тему гренландского кризиса. Характерный пример - высказывания Армина Лашета - председателя Комитета по иностранным делам германского Бундестага, бывшего лидера правящего Христианско-демократического союза (в 2021-2022 годах).

"Ясно одно: европейцы не могут начать войну против США", — категоричен Лашет. Политик не видит иного способа урегулирования кризиса, кроме дипломатии: "Мы должны ясно дать понять американцам в ходе дипломатических переговоров, что военные действия против небольшой страны НАТО уничтожат последние остатки доверия к альянсу".

Более того, немецкий политик склонен согласиться с аргументами Трампа: "Таяние льда открывает новые судоходные пути. Там все чаще можно увидеть российские и китайские военные корабли и торговые суда". Но НАТО, объясняет Лашет, "могло бы коллективно справиться с этой проблемой, без аннексии Гренландии США". Дело за малым: убедить в этом президента Соединенных Штатов.

Ответа на вопрос, что делать в том, что случае, если не получится убедить, если все переговоры и уговоры окажутся бесполезными и Трамп, выслушав союзников, начнет вторжение, политик не дает. Но из логики его рассуждений вырисовывается единственно возможная в этой ситуации модель поведения: понять и простить.

Если в Европе трамповский Drang nach Norden, натиск на Север, вызывает широкую палитру негативных эмоций - от ужаса и растерянности до смирения с неприятным, но неизбежным, - то в России оценки совершенно иные. Тоже разнообразные, но отнюдь не трагические. Встречаются даже ликующие.

В качестве примера приведем заголовок аналитического материала, размещенного государственным новостным агентством: "Гренландия нам в помощь: Россия заставила считаться со своими интересами". Обозреватель информационного рупора власти доказывает, что Трамп идет путем, проложенным Россией, заставившей мир уважать себя и свои геополитические интересы: "В Пекине это делали всегда. В Вашингтоне их (интересы. - "МК") понимать начали. Что уже совсем неплохо".

По мысли автора, России также следует отнестись к американским интересам с уважением и пониманием. Ибо претензии США на Гренландию имеют даже не исторические, а доисторические основания. Основания следующие: "Остров и Соединенные Штаты имеют общий фундамент. Его иное название - Северо-Американская тектоническая плита. Геологическому единству нынешних Штатов и Гренландии примерно три миллиарда лет. Когда столь непереносимый брюссельскими Трамп говорит, что у его страны и у острова "очень много общего", он не грешит против истины, а всего лишь напоминает своим ненавистникам о географии".

Нет, объективно говоря, гренландский кризис с отчетливо обозначившейся перспективой распада НАТО для Москвы, конечно, не повод для печали. С тактической точки зрения это, безусловно, на руку России. Однако стратегические последствия, мягко говоря, неоднозначны. Стоит напомнить, что вышеупомянутая Северо-Американская плита не заканчивается Гренландией. И насчет того, где именно заканчивается, однозначного мнению среди специалистов нет.

Спор этот имеет далеко не только научное значение. От его исхода во многом зависит то, как будет разделен континентальный шельф в Северном Ледовитом океане. На значительную, если не большую, часть этого золотого дна претендует наша страна. И до сих пор она была здесь главным игроком. Но если Гренландия перейдет под американский контроль, то соотношение сил в арктическом регионе резко изменится. И что-то подсказывает - не в пользу России.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах