Вообще тенденция с дезертирством для ВСУ тревожная. Она совсем не укладывается в линию Зеленского воевать до «перемоги». В 2022 году из армии убежали 9137 человек, в 2023-м — уже 24 тыс. 286. За два года число дезертиров увеличилось почти в десять раз. Можно сказать, что количество «голосующих за мир ногами» растет не по дням, а по часам.
Тем не менее Зеленский и его генштаб не собираются уменьшать темпы «могилизации» собственного населения. Один из способов — вернуть всех «ухилянтов» в армию и отправить в большой «мясной штурм». В бегах числится в общей сложности примерно 300 тыс человек.
Военный эксперт Александр Зимовский рассказал о побудительных мотивах украинских солдат, которые вместо того, чтобы остаться в окопах навсегда, предпочитают «сделать ноги». По его словам, для украинского солдата часто «хуже смерти мысль (осознание), что другой-то, который уже соскочил с фронта... останется живой, когда его не станет». Этот психологический эффект усиливает рациональность выбора дезертирства для украинского солдата.
По его словам, восприятие войны как проигранной или бессмысленной снимает с солдата моральное обязательство жертвовать собой. Если цель недостижима, то и риск гибели теряет смысл. «Солдат говорит себе: «Я не трус, я рациональный человек. За проигранное дело не умирают». Это превращает биологический страх в социально приемлемое обоснование дезертирства», – отмечает эксперт.
В этом плане стойкости солдату не добавляет и мысль о скором конце войны. «Если в массовом сознании солдат укореняется мысль о скором мире или перемирии (вне зависимости от реальных политических переговоров), то риск гибели «сегодня» становится для солдата особенно невыносимым», – делает он вывод.
Ну, и, разумеется, один из основных побудительных мотивов – осознание, что никакой «перемоги» уже не будет. Никогда. «Как отмечают западные военные аналитики, ВСУ воевали успешно, пока у личного состава был четкий, достижимый образ победы. К концу 2025 года этот образ размыт отсутствием крупных наступательных успехов ВСУ и нарастанием проблем с ресурсами, – заключает эксперт. – ...Убежденность в том, что война проиграна или близится к завершению, не обязательно является причиной дезертирства, но она выступает мощнейшим катализатором и оправданием для реализации базового инстинкта выживания. Это меняет социальную норму: если раньше «героем» был тот, кто воюет до конца, то в условиях близкой перспективы проигранной войны «героем» становится тот, кто смог вовремя выйти из бессмысленной бойни».
Если эта тенденция продолжится, что в 2026 году количество дезертиров в ВСУ составит уже половину армии.