На тихом холме над рекой Заале, задолго до прихода земледелия в Европу, была погребена женщина с младенцем на руках. Её могила почти девять тысячелетий оставалась безмолвным архивом исчезнувшего мира. Сегодня она известна как шаманка из Бад-Дюрренберга, и новые находки, сделанные с помощью микроскопического анализа, радикально меняют понимание учёными ритуальной жизни древнейших обществ континента.
История этой находки началась в 1934 году, когда рабочие, обустраивая курортный парк, случайно наткнулись на захоронение. У археологов тогда был всего один день на раскопки. Они успели извлечь самое очевидное: кости женщины 30–40 лет и младенца, фрагменты оленьих рогов, подвески из зубов животных. Однако основная часть погребальной почвы, хранившая невидимые глазу свидетельства, осталась неисследованной.
Лишь 85 лет спустя, в 2019 году, команда из Государственного музея доисторических времён в Галле вернулась на место и обнаружила нетронутые участки могильной ямы, всё ещё сохранявшие яркую окраску охрой. Эти блоки грунта были извлечены с величайшей осторожностью и отправлены в лабораторию для изучения методами, недоступными в прошлом веке.
Именно микроскопический анализ под руководством специалиста по древним перьям Туйи Киркинен из Хельсинкского университета принёс сенсацию. С помощью высокоточной визуализации в образцах грунта, взятых вокруг черепа шаманки, были обнаружены крошечные, изогнутые структуры длиной менее миллиметра. Они оказались несомненными микроостатками гусиных перьев.
Их расположение явно указывает на то, что когда-то они украшали сложный головной убор, который также включал оленьи рога и нити зубов. Десятилетия реконструкций, основанных на этнографических аналогиях, наконец получили прямое научное подтверждение: шаманка носила убор из перьев.
Эпоха мезолита, к которой относится захоронение, была временем адаптации к новым, послеледниковым лесам и рекам. Ритуальные специалисты, подобные этой женщине, вероятно, играли ключевую роль в жизни сообществ охотников-собирателей, выступая как целители, посредники с духами и хранители знаний.
Её погребальный инвентарь — величественные рога, символические подвески из зубов, обрамление из охры — подчёркивал этот высокий статус. Теперь к этому списку добавились и перья, подчёркивающие индивидуальность её облачения и связь с миром птиц, часто ассоциировавшихся в шаманизме с духовными путешествиями.
Но самое поразительное открытие ожидало учёных не в самой могиле, а в небольшой яме, обнаруженной прямо перед ней. Эта яма была создана примерно через шестьсот лет после смерти шаманки. Внутри неё находились две ритуальные маски, изготовленные из рогов благородного оленя. Анализ этих масок показал, что они тоже были украшены перьями — на этот раз от певчих птиц и видов, похожих на тетеревов, таких как глухарь.
На одной из масок сохранились даже фрагменты лубяных волокон, что говорит о наличии сложного костюма из тканых материалов. Этот факт указывает на удивительную культурную память: спустя шесть столетий потомки или представители других групп продолжали совершать подношения на месте её погребения, возможно, почитая её как могущественного предка-покровителя или духовного основателя этой территории.
Эти данные, по мнению археологов, служат веским доказательством того, что уже девять тысяч лет назад сообщества охотников-собирателей обладали развитым символическим языком, сложными церемониальными практиками и институтом особых духовных лидеров.