МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Находка древней супермагистрали в Китае способна поменять историю инженерии

В Китае нашли 13-километровый участок древней Императорской дороги Цинь

Китайские археологи раскрыли новые границы инженерного гения древности, обнаружив в провинции Шэньси прекрасно сохранившийся 13-километровый участок Императорской дороги Цинь. Этот инфраструктурный шедевр, построенный более 2200 лет назад, демонстрирует поразительно передовые технологии и служил ключевой артерией для первой в истории объединенной Китайской империи.

Фото: @nakedsci

Удивительно сохранный участок древнего имперского шоссе, пролегающий на 13 километров по территории провинции Шэньси, был найден Институтом охраны культурного наследия Юйлинь и стал частью грандиозной Императорской дороги Цинь, которая в период своего расцвета протянулась почти на 900 километров, соединяя столицу империи Сяньян с северными рубежами в районе современного Баотоу. Раскопки обнажили инженерное мастерство циньских строителей, которые, как гласят исторические хроники, «засыпали долины и прорезали горы», чтобы создать идеально прямое сообщение между севером и югом. Археологи обнаружили прямолинейные траншеи, мощные укрепления из утрамбованной земли, уплотненное дорожное полотно и даже целые долины, искусственно заполненные для сохранения маршрута. Средняя ширина дороги составляла около 40 метров, достигая на отдельных участках 60 метров, что сравнимо с четырьмя полосами современной автомагистрали.

Строительство этого грандиозного пути историки связывают с первым императором Китая, Цинь Шихуанди, и отводят на него всего пять лет — с 212 по 207-й год до нашей эры. Такой срок выглядит невероятным достижением, учитывая масштабы проекта, сложный рельеф и технологические ограничения эпохи. Дорога служила стратегическим военным целям, позволяя оперативно перебрасывать войска для отражения набегов кочевников хунну, но её роль не ограничивалась логистикой. Неподалёку от обнаруженного участка археологи нашли остатки небольшого поселения, функционировавшего как почтовая станция, что указывает на использование тракта для связи, управления и торговли в периоды правления как династии Цинь, так и сменившей её династии Хань. Императорскую дорогу Цинь поставили на второе место по значимости среди оборонительных проектов древнего Китая, сразу после Великой китайской стены. Если стена была статичным щитом, то дорога стала динамичным инструментом контроля над территорией, воплощением административной мощи и централизованной воли.

После падения династии Цинь эта же дорога, созданная для защиты от захватчиков, иногда облегчала их проникновение вглубь страны. Со временем значительная часть легендарного пути была утрачена из-за эрозии и человеческой деятельности. Современные исследователи, используя спутниковые снимки и технологии дистанционного зондирования, сумели выявить слабые линейные аномалии в ландшафте, которые привели к нынешнему открытию. На земле были обнаружены свидетельства в виде девяти сегментов прямых траншей, уплотнённых слоёв грунта, затвердевшего покрытия и искусственно засыпанных долин. Хотя отдельные участки дороги находили ещё с 1974 года, большая часть её маршрута оставалась загадкой. Последняя находка приближает учёных к полной реконструкции этого грандиозного инфраструктурного проекта.

Напомним, что династия Цинь, несмотря на короткий период существования (221–207 годы до нашей эры), стандартизировала письменность, меры веса, денежную систему и даже ширину колёсных осей.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах