МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Спасет ли Россию от коронавируса тотальный локдаун: опыт Бурятии

Что реально может остановить «индийца»

Российские регионы один за другим вводят ограничения в связи с резко растущей заболеваемостью COVID-19. Стало известно о первом субъекте РФ, который пошел на беспрецедентные меры — о локдауне с 27 июня сообщили власти Бурятии. Что даст эта мера на этом этапе? Эксперты уверены — одними локдаунами сейчас вряд ли удастся отделаться.

Фото: АГН «Москва»

Как считает председатель комитета Федерации лабораторной медицины, врач лабораторной диагностики, ведущий эксперт Ассоциации «МедЛабЭксперт» Александр Соловьев, опыт года пандемии, проанализированный в научных публикациях, позволяет утверждать, что для остановки распространения нового дельта-штамма этого недостаточно.

Весной прошлого года заявлялось, что для достижения коллективного иммунитета необходимо 60% популяции с антителами. Однако, как подчеркивает доктор Соловьев, тогда R0 (базовое репродуктивное число) коронавируса составляло 2,5. Из разных источников известно, что новый штамм заразнее минимум вдвое (а, по британским данным, каждый зараженный передает его 6-8 людям). Но если взять в расчет R0 равное 5, для ликвидации пандемии потребуется уже 80% невосприимчивых к новому вирусу людей. 

«Процесс формирования коллективного иммунитета очень динамичен - уровень иммунитета меняется со временем, ослабевая у части людей, делая их восприимчивыми к инфекции. Достигнуть необходимого уровня защиты можно лишь двумя путями - переболев или получив вакцину. Со вторым мы не успеваем в гонке с вирусом и вся текущая активность по усилению компании вакцинации даст результат через 1,5-2 месяца. Так что нас ждет непростой осенне-зимний сезон», - говорит Александр Соловьев.

Как же сейчас повлиять на ситуацию? Эксперт подчеркивает, что важно учитывать и особенности нового штамма, и реальную долю невосприимчивого населения, и поведение людей - передача патогена зависима от поведения. «Важно помнить, что есть бессимптомные носители, которые могут передавать вирус. Что дети - активные участники эпидемического процесса. Что инкубационный период при новом штамме сокращен до 2-3 дней. Он значительно более заразен. О том, что есть супрер-распространители. Что ведущим механизмом передачи является воздушно-капельный с образованием аэрозоля при дыхании, разговоре, крике, пении. Что риску инфицирования подвергаются также люди после вакцинации (особенно с 1 дозой вакцины) и переболевшие ранее ковидом», - говорит Соловьев.

Во многих странах сегодня работает система отслеживания контактов больных. Как рассказывает известный кардиохирург Алексей Федоров, идеальная система выстроена в Китае, который хорошо усвоил опыт прошлых вспышек коронавируса и атипичной пневмонии: «Китай заранее разработал и быстро внедрил в практику систему «цифрового карантина». Неужели страна живёт в локдауне полтора года? И да и нет. Каждый гражданин обязан иметь смартфон, на котором установлено неудаляемое приложение «Здоровье». С его помощью отслеживается состояние здоровья, все возможные контакты, нахождение поблизости от инфицированного. В случае выявления одного заболевшего на двухнедельный карантин отправляют тысячи человек. Бывали случаи, когда сразу закрывали города-миллионники. И через две недели, для перестраховки, в кратчайшие сроки проводили несколько миллионов ПЦР-тестов. Зато другие регионы, где в последнее время не было активных случаев, живут почти обычной жизнью. Почти - потому что масочный  режим исполняется стопроцентно. Наказание за нарушение быстрое и неприятное, а главное - неминуемое. Кто-то скажет «цифровая диктатура», кто-то: «высший уровень заботы государства о жизни и здоровье своих граждан». Цифровому приложению нет особого смысла контролировать перемещение гражданина на самоизоляции (хотя оно, конечно, контролирует), потому как получивший смс о карантине гражданин и так не выйдет за порог в течение двух недель. Распоряжения санитарных властей не обсуждаются». 

И все же в нашей стране такая система и не снилась. «Модельные расчеты показывают, что для эффективного воздействия на эпидемию нужно быстро изолировать заболевших, за 48 часов отследить 80% контактных и поместить их в карантин, - говорит Александр Соловьев. - Как эта система работает в реальности, можно оценить на примере Великобритании: в то время как 76% людей намерены делиться контактами, только 50% людей правильно распознают симптомы COVID-19 и только 12% получают тест, 18% больных изолируют, и 11% контактов изолируются должным образом».

Он приводит в пример протоколы самоизоляции в Великобритании (по ним гражданин, почувствовав определенные симптомы, должны самоизолироваться). При заболевании Дельта-вариантом симптомы несколько изменились, поэтому подозрительными на COVID-19 считаются любые случаи, если у пациентов появляются боль или першение в горле, заложенность носа, насморк, диарея, слабость, мышечные боли, лихорадка, кашель, изменение обоняния/вкуса. И все же даже в Британии протоколов самоизоляции придерживается лишь каждый пятый. При этом, чем ниже уровень дохода человека, тем меньше соблюдается самоизоляция.

В идеале соблюдению карантина и самоизоляции люди привержены, если им оказываются финансовую и бытовую поддержку, но это тоже не совсем про нас.

Эксперты подчеркивают, что антиковидные меры сегодня должны учитывать пути передачи вируса, о которых сегодня известно гораздо больше, чем в начале пандемии. То есть, если полтора года назад все считали, что SarsCov2 передается через кашель, чихание, предметы, контактные поверхности, то сейчас достоверно известно, что обычное дыхание, речь, а тем более пение или крик приводят к образованию устойчивых аэрозолей, которые длительное время могут висеть в воздухе (не менее 16 часов в лабораторных условиях, десятки минут при обычном дыхании). «Аэрозоль может распространяться по помещению до 4,8 м при обычном дыхании, но еще дальше под механическим воздействием кондиционеров или вентиляторов, - говорит Александр Соловьев. - Очень много документальных подтверждений примеров воздушно-капельного распространения: в жилых домах через общую вентиляционную шахту, фекальные аэрозоли в общественных туалетах, в ресторанах, общественном транспорте, на круизных судах и в самолетах, в домах престарелых, при хоровых выступлениях и массовых религиозных обрядах. Все больше регистрируется вспышек в гостиницах».

Поэтому специалисты еще раз подчеркивают, что воздушно-капельная передача вируса снижается при использовании масок, а в местах повышенного риска (длительное пребывание в помещениях с высоким риском встречи с инфицированным - больница, транспортные узлы и т.п.) - респираторов. Кроме того, этому способствует качественная вентиляция с воздухоочисткой в случае невозможности обеспечения эффективного воздухообмена.

«Только тщательно проработанная стратегия, комплексная программа антиковидных мер, учитывающие изменившиеся свойства нового коронавируса, большую долю восприимчивого населения и модель поведения людей в разных ситуациях позволят контролировать ситуацию с распространением инфекции в условиях недостаточного охвата населения вакцинацией. Все это требует значительных усилий, финансовых затрат и скоординированных действий. В противном случае, неизбежными становятся перегрузка здравоохранения, рост смертности и локдаун. А в условиях активного распространения вируса среди частично восприимчивых людей - неизбежно появление новых штаммов с новыми свойствами, позволяющими снижать эффективность используемых вакцин», - делает вывод Александр Соловьев.

Читайте также: "Путин усомнился в безопасности зарубежных курортов для россиян"

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах