МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«В магазинах и аптеках пусто»: что происходит в украинском Купянске

В Харьковской области встала проблема налаживания мирной жизни

По мере развития спецоперации на Украине все новые территории переходят под контроль военных РФ. Что там сейчас, есть ли у людей продукты, лекарства, кто следит за порядком? Бывшие украинские политзаключенные – братья Дмитрий и Ярослав Лужецкие, вышедшие на свободу по обмену, после начала спецоперации в качестве волонтеров занялись оказанием помощи населению Харьковской области, где у них остались родственники. И рассказали нам о происходящем.

Дмитрий и Ярослав Лужецкие Фото: Соцсети

Братьев удалось «поймать» в Москве: они только что вернулись из города Купянск, куда ездили с гуманитарной миссией, и собирались туда опять.   

Купянск – небольшой старинный городок с населением около 30 тысяч человек, стоящий на реке Оскол в 116 км от Харькова. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, он является ключевым населенным пунктом Харьковской области и крупным железнодорожным узлом на востоке Украины. Через Купянск проходит важнейшая транспортная магистраль из РФ по направлению к Харькову.

27 февраля этого года город без единого выстрела был занят войсками РФ. Местные власти пошли на сотрудничество с российскими военными, чтобы избежать жертв среди мирного населения. Чем вызвали бешеную ненависть Киева: ведь они показали «плохой пример» другим украинским городам. Оказывается, и так было можно: без крови, смертей. Ярослав и Дмитрий прибыли в город в числе первых волонтеров.

– Мы были с гуманитарной миссией в Купянск на востоке Харьковской области и в Купянском районе. Это уже вторая наша поездка. Привезли в больницу, в детское и родильное отделение, памперсы, детское питание и другие необходимые вещи. Во время поездки наладили отношения с заместителем мэра Купянска и с директором объединения больниц. В данный момент везем им кислородные баллоны для родильного отделения. Также главврач Купянска нам пообещал, что будет обеспечивать медицинской помощью наших военных.

Во время третьей поездки мы собираемся провести встречу с главами коммунальных служб города, руководством налоговой службы, полиции, службы по чрезвычайным ситуациям, чтобы обсудить вопросы налаживания мирной жизни в Купянске.    

–​ Расскажите об обстановке в городе. Там тихо сейчас?

– В отличие от других городов Харьковской области, в Купянске жизнь уже мирная. Однако сегодня там назревает настоящая гуманитарная катастрофа.

–​ Что вы имеете в виду?

– Проблема с жизненно важными товарами. Магазины пусты, заправки не работают – нет бензина. Местные барыги зарабатывают на пенсионерах, которые вынуждены отдавать последние деньги за хлеб: цены на него и на другие продукты выросли в три раза. Даже аптеки не работают, а в больницах заканчиваются медикаменты.

–​ Разве из России не привозят гуманитарную помощь?

– Российские гуманитарные конвои приходят, но этой гуманитарки хватает максимум на 40% населения. А ведь в Купянский район стекаются люди из Харькова, из других неспокойных мест. В Купянске четыре общежития заселены беженцами. В окрестных населенных пунктах их тоже очень много. Склады и базы уже исчерпали свои ресурсы. Бензин подвозят из Сватово, но его тут же скупают местные коммерсанты, чтобы потом продавать в канистрах в два раза дороже.

Мирные жители, с которыми мы общались, очень просили нас помочь им наладить обычную мирную жизнь: обеспечить поступление продовольствия в магазины, бензина на заправки. Также надо решить финансовую проблему.У людей закачиваются средства на картах, им надо где-то работать. Надо как-то обеспечить поступление денег в регион.

По мнению  Лужецких, это проблемы не одного только Купянска. Но он может стать той моделью, по которой мирная жизнь будет налаживаться и в других населенных пунктах и распространяться на всю Харьковскую область. 

Пока идут бои в Изюме и Чугуеве, пока не все понятно с Харьковом. Но уже можно начинать налаживать механизм мирной жизни. Я не понимаю, чего еще ждут. То, что уже сделано в Запорожской, Херсонской области, можно уже начинать делать и в Харьковской.

–​ Где сейчас идут боевые действия?

– Изюм уже относительно зачищен нашими войсками, но в его окрестностях и в окрестностях Чугуева еще идут бои. В Купянске боев не было изначально. Правда, разрушены мосты. Их взорвали перед уходом украинские военные, чтобы помешать продвижению наших войск. При этом были повреждены канализационные коллекторы, которые там рядом находились. Они тоже нуждаются в ремонте, канализация сливается прямо в реку, из которой подается питьевая вода. В остальном город практически не пострадал, он в данный момент мирный.

–​ Что мешает наладить снабжение города всем необходимым?

– Много вопросов о поставках топлива, продовольствия и медикаментов через российскую границу. Хотелось бы, чтобы Дума приняла по этому поводу какой-то закон. Чтобы на законодательном уровне приняли какое-то решение о прохождении товаров.

–​ Сейчас товары не пропускают?

– Там существует очень сложная система. Большая машина с гумпомощью может проехать только в составе колонны МЧС. И только тогда, когда есть конвои, направляющиеся в нужную сторону. Надо налаживать поставки без таможенных задержек и без гуманитарного конвоя. Это должен быть какой-то «зеленый коридор» для провоза топлива, продовольствия и медикаментов.

Схемы снабжения, которые были прежде, сейчас не работают?

– Раньше в Купянск все необходимое поставлялось через Харьков. Харьковский регион сейчас оказался как будто в изоляции. С ДНР, ЛНР и их освобожденными территориями проще: там за 8 лет механизм был отлажен. Южные территории завязаны на Крым. А Харьковская область осталась как бы сама по себе.  

Возить грузы через территорию ЛНР экономически невыгодно, потому что это далеко. Надо налаживать коридоры из Белгородской области, которая ближайшая к Харьковской, чтобы можно было осуществлять поставки непосредственно через границу этих областей.

Однако, по мнению Лужецких, одной гуманитаркой людей не спасешь и всех не накормишь. Работу она тоже не даст. Надо выстраивать механизм жизни мирного города, в котором люди смогут пойти на работу и заработать деньги. А потом пойти в магазин и купить все, что им нужно: «Мы сейчас ведем переговоры с заместителем мэра Купянска. В городе есть предприятия, владельцы которых их «заморозили» и уехали в Киев. Мы предлагаем эти предприятия на местном уровне разморозить и запустить, чтобы люди там работали. Также мы ведем переговоры о том, чтобы в городе начала работать местная полиция. Прежняя украинская полиция и служба ЧС вообще не работают, некому даже на вызов выехать».

–​ Полицейские уехали или заняты саботажем?

– Мы общались с местной полицией и сотрудниками службы ЧС. Они сейчас находятся в оплачиваемом отпуске. Украина им платит зарплату. Но они говорят, что если выйдут на работу, то Украина перестанет им платить. И у них возникает вопрос: кто будет платить им зарплату?

Если полиция не работает, то там никто сейчас порядок не поддерживает?

– На перешедших под контроль территориях порядок поддерживает Росгвардия. Тем не менее необходима местная полиция для пресечения преступности, мародерства. У военных нет такой задачи – подменять собой полицию. Полиция готова работать, но у них вопрос: кто будет платить им?

–​ У полиции вопрос только в зарплате? Она лояльна России?  

– Полиция может быть лояльна нам, но у нее все равно есть свое руководство, приказам которого она подчиняется. Я лично считаю, что использовать старую полицию нецелесообразно. Можно использовать только отдельных профессионалов.

На этих территориях надо создавать народную милицию из местных жителей, которые будут заинтересованы в том, чтобы наладить жизнь своих регионов. Но если будет создана народная милиция, то опять-таки встанет вопрос о транспорте, бензине для нее. В любом случае, вопрос должен решаться в РФ на высоком уровне.

В Москве мы встречались с Сергеем Мироновым, передали ему всю информацию по региону, и он обещал посодействовать в решении этих вопросов. Главный вопрос сейчас состоит в том, чтобы Купянск, как и весь район, вошел в рублевую зону. Чтобы туда начали завозить рубли.

–​ Сейчас много говорят о необходимости создавать на освобожденных территориях военно-гражданские администрации. Это уже делается в Купянске?    

– Пока нет. Мы встречались с военными, которые там находятся. Они уже месяц ждут, чтобы кто-то приехал и занялся городом. Нам они сильно обрадовались, поскольку до нас никто к ним с этими темами не приезжал.

Но в данный момент у них нет команды заниматься военно-гражданскими администрациями. Поэтому мы начали налаживать связи с прежней украинской администрацией. Заместитель мэра идет на диалог. Пока речь идет о том, чтобы запустить хотя бы работу уже существующей администрации.

–​ Прежняя украинская администрация лояльна РФ?

– Не вся. Но людей, которые не лояльны, всегда можно заменить. Хотя для киевского режима вся администрация города уже записана в изменники родины, все они уже в розыске. Сейчас сотрудники администрации не получают зарплаты из Киева, потому что они решили не разрушать свой город, а сдать его мирно.

Администрация Купянска и Купянского района понимает, что 70-80% жителей поддерживают Российскую Федерацию, хотя они и не кричат громко об этом. С нынешней администрацией работать можно.

У мэра там проблемы. У него в Ивано-Франковске похитили дочь, поэтому не стоит его осуждать, если он сейчас ведет себя осторожно. Его шантажируют ребенком. Ему сейчас не до того, чтобы заниматься городом. (Дочь мэра Купянска Геннадия Мацегоры, 19-летняя Дарья, была похищена СБУ в Ивано-Франковской области. – М.П.)

Как относится к России и российским военным местное население?

– Мы знаем настроения людей не понаслышке: у нас в Купянске есть и родственники, и друзья, и знакомые. Многие ждали, многие готовы помогать. Но будем с вами откровенны: мы тоже не знаем, что будет завтра. Поэтому люди с осторожностью поддерживают нас.

–​ Там по-прежнему работают украинские телеканалы?

– В Купянске уже работают и российские телеканалы. Но оставили и какую-то часть украинских. Их оставили для того, чтобы можно было сравнивать. Люди нам говорили, что когда включили российские телеканалы, они на все уже совсем другими глазами посмотрели.

Сейчас там есть проблема с Интернетом и мобильной связью. Есть еще проблема с электроэнергией. По словам зама мэра, скорее всего, скоро их отключат от электроэнергии, сейчас уже им пришлось отключить лифты в домах из-за нехватки электричества. В ближайшее время они ожидают полного отключения. Потому что у них есть задолженность перед Харьковом, у людей нет возможности платить. Я считаю, что РФ должна обеспечить регион мобильной связью и электричеством. Очень важный вопрос – это Интернет. Нет ни мобильного, ни проводного Интернета: Украина все заглушила. Все эти вопросы надо решать.

Электроэнергию они получают из Харькова?  

– В данный момент – из Харькова, но в ближайшее время ее не будет. Также актуален вопрос ремонта дорог, отстраивания разрушенных мостов.

–​ Уже тепло, пора сеять. Что будет с посевной?

– Посевные работы уже частично идут. Те предприятия, которые заблаговременно запаслись топливом, удобрениями и зерном для посева, которые находятся ближе к границе с РФ, запустили посевные мероприятия. Также стоит вопрос о «зеленом коридоре» со стороны РФ для поставок удобрений, топлива, посевного материала, чтобы в дальнейшем в Харьковской области не было дефицита хлеба.

–​ Как вы туда проехали? Без приключений?

– Мы в первый раз заезжали через КПП Логачевка. Боев в этой местности в данный момент нет. Но это «серая зона». Наших войск нет. Это та территория, где присутствуют ДРГ, у людей на руках много оружия. На нашу машину с российскими номерами и буквой Z все встречные смотрели с огромным удивлением. Потом военные нам сказали, что мы передвигались по очень опасной территории. Обратно мы возвращались уже по другой дороге, через наши блокпосты. Там относительно спокойно и безопасно. Сам город Купянск вполне безопасен. Там, где стоят наши войска, чего-то опасаться не стоит.

–​ Как живут пенсионеры? Украина платит пенсии? Карточки работают?

– Многие пенсионеры еще получали пенсию по старинке, на почте. В начале марта деньги еще получили. Но сейчас Украина все это заблокировала. Пенсии не приходят – ни на карту, ни на почту. Люди без денег. И даже если деньги привезут, тратить их не на что: в магазинах и аптеках ничего нет. Гуманитарная катастрофа вполне ощутима.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах