Для начала о взрослых. В начале 90-х, когда только появилась ГТА, офисы дружно поменяли стиль работы. Днем там тихо шелестели бумагами и клацали клавиатурой, а вечером начиналось рубилово. Мужчины, не покидая рабочих мест, переключались на игру и виртуально мочили друг друга. Из кабинетов раздавались автоматные очереди и дикие возгласы спокойных днем менеджеров. Шла бойня. Великовозрастных игроков разгонял охранник. А были случаи, что люди оставались на работе на все выходные. Бывший менеджер рассказал «МК», что однажды он завис в игре в пятницу и ушел в воскресенье. По дороге домой он вздрагивал от каждого вышедшего из угла прохожего, с опаской заходил в лифт и подъезд, смог войти в квартиру, только переборов страх. При резком звуке сразу машинально искал оружие. Морок прошел только после глубокого сна.
А можно ли так же заморочить мозг подростка?
Отношения в «Роблоксе»
Сентябрь 2025 года. В недорогом отеле на окраине Санкт-Петербурга ученица 9-го класса была зверски убита при странных обстоятельствах. Девушке нанесли три десятка ножевых ранений. Прибывшие на место происшествия сотрудники полиции обнаружили убийцу лежащим рядом с телом жертвы. Он истекал кровью, но, в отличие от жертвы, был жив. Выяснилось, что встреча подростков была их первым свиданием в реальной жизни. До этого 18-летний юноша и его 15-летняя подруга общались исключительно в виртуальном мире. Они встретились в популярной онлайн-игре на платформе Roblox. Игры там практически не поддаются возрастной цензуре. Жестокий контент легко обходит родительский контроль, к тому же игры в этом мире можно создавать самостоятельно. Немаловажна и чатовая часть. Игроки не только играют, но и плотно общаются между собой.
Герои истории жили буквально на разных концах географии: он в Южно-Сахалинске, она в Санкт-Петербурге. Вряд ли у них был шанс встретиться в реальном мире, если бы не игра. Ей было 13, ему 15 лет. Общение в Сети развилось в романтическую связь. Марина считала Михаила (имена несовершеннолетних изменены. — «МК») своим парнем. Но спустя два года виртуальных отношений Марина сказала, что им лучше расстаться. В ответ Миша купил билет до Санкт-Петербурга и снял дешевый апарт-отель. Марину позвал на встречу, и вежливая девушка из культурной столицы не смогла отказать.
Зверски убив школьницу, Миша попытался свести счеты с жизнью. После содеянного юноша сфотографировался рядом с убитой и лег рядом, надеясь умереть, но его спасли. В состоянии сильного психоза его доставили в больницу, где была установлена охрана.
Когда принялись расследовать дело, то зашли на страничку Михаила. Она была открыта. И здесь подросток не скрывал свои намерения. Он сменил аватар на изображение с ножом, однако это было воспринято окружающими как позерство.
Детская и подростковая жестокость была предметом глубочайшего изучения в СССР. «МК» решил спросить у бывшего советского психиатра Ирины Каленовой, породили ли компьютерные игры с жестоким контентом отдельный вид преступлений и подняли волну особого насилия.
— Страшные и не страшные преступления, совершаемые детьми, были всегда. Другое дело, что сейчас, при наличии компьютерных игр, они могут немножко как бы находить форму для своей агрессии. То есть за них игра придумывает, как эту агрессию выразить. Вот только здорового ребенка ни одна компьютерная игра не изменит. В меру нормальный (в меру, потому что идеальных детей не бывает), он не пойдет ни на какие страшные преступления только потому, что он поиграл в игрушку. За этим обязательно какие-то проблемы должны стоять. И в Советском Союзе была детская жестокость как проявление психической неполноценности. Но тогда это скрывалось, вся детская преступность под грифом «секретно». Но я встречалась с этими детьми, проводила с ними анкетирование и могу сказать, что нынешняя молодежь принципиально отличается от той молодежи.
— Убийца из Санкт-Петербурга не стоял на учете у психиатра. Разве можно так внезапно сойти с ума? Например, от несчастной любви.
— Если человек предрасположен к шизофрении, то сойти с ума можно от чего угодно. И, как правило, шизофрения манифестирует в подростковом возрасте. Но каждый случай надо рассматривать отдельно. У патологической жестокости есть физиологические причины. Наследственность, проблемы с родителями, с одноклассниками, с девушками. По статистике, таких преступлений не так уж много. Просто СМИ их «подсвечивают». Другое дело, что в Советском Союзе дети проявляли жестокость без особой фантазии. Например, играли в фашистов. Был такой повторяющийся сценарий. А сейчас игры подсказывают им преступления в интересной форме. И я не ошибусь, если скажу, что все дети с психическими отклонениями играют в компьютерные игры с жестоким контентом. Конечно, если имеют доступ к компьютеру. Но почти все его имеют.
Охотник за головами
История очередного убийства по мотивам компьютерной игры родом из Питера. Произошла она в том же 2025 году. Создается впечатление, что геймерские преступления не так уж редки, как выше утверждала Ирина Константиновна.
В этом случае подросток вдохновился популярной игрой о ковбоях, содержащей жестокий контент. 19-летний геймер скопировал известную сцену из этой игры. По сценарию, игрок и члены банды участвуют в перестрелке. В самый драматический момент повар банды игрока со всей силы бьет героя по голове монтировкой. Сцена выглядит крайне жестоко и реалистично. И, видимо, она запала в помутненное сознание 19-летнего геймера.
При этом с убитым геймер дружил и даже учился в одном классе. Они оба переехали в Питер из Республики Коми. Затем новый знакомый пришел на квартиру к «другу» и разделался с ним с помощью ножа и молотка: нанес шесть ударом инструментом и множественные ранения ножом в шею. Затем вернулся к себе и попытался совершить самоубийство. Но рука дрогнула. Он набрал полицию, сообщив адрес, по которому совершил убийство, и свое место жительства, где он в это время готовился, но так и не решился покончить с собой.
Своих планов питерский геймер также не скрывал. До расправы он выкладывал в Сеть жестокие сцены из смоделированной компьютерной игры. Под каждым постом игрок писал, что у него плохие намерения. Но на явно «поехавшего» пользователя никто внимания не обратил.
Нарколог Алексей Казанцев уверен, что современные компьютерные игры могут спровоцировать агрессивное поведение школьников и стать причиной изменения в поведении.
— Сам по себе подросток нигилистичен. Он всё отвергает, все у него вокруг виноваты. У меня есть пациент, который страдает компьютерной зависимостью, он говорит: «Ну а что, родители виноваты, я был маленький, они сразу же в руки мне дали планшет». Но, как большая часть зависимых от компьютерных игр, они говорят: «Родители нами не занимались. Я был совсем маленький, мне дали планшет, посадили за компьютер, дали в руки телефон, чтобы я их не отвлекал».
В подростковом возрасте еще нет понимания морально-нравственных критериев, нет понимания того, чем может закончиться тот или иной поступок. Они даже довольно часто очень быстро раздражаются, становятся агрессивными, потому что идет рост организма, резкий всплеск гормонов. То есть у тех же мальчиков тестостерон начинает повышаться. А как его отрегулировать и как, так сказать, себя держать в рамках, многие не знают.
Но и по большей части, если они живут в компьютере и постоянно в игре, к сожалению, получается так, что родители в этом плане с ними не занимались. То есть этим надо заниматься с самого детства, то есть практически с самого рождения: воспитанием ребенка, обучением, морально-нравственным пониманием. Тем самым, так сказать, и внимание должно быть, и забота, а не то, что отдали на попечение игрушкам, потом потворствуют этим компьютерным играм и так далее. А потом получают в результате агрессию с их стороны, вплоть до убийства.
— Могут ли компьютерные игры спровоцировать агрессивное поведение в реальной жизни?
— Да. Уже неоднократно встречались случаи, когда родители прерывают игру ребенка, а ответная реакция — это всплеск агрессии, вплоть до «мести» в виде убийств и тяжких телесных повреждений. Интересно отметить, что среди подростков, выросших на компьютерных играх, отношение к насилию гораздо легче. Вроде все понарошку. А если подросток с определенной психикой или заболеванием, то он легко переносит компьютерную игру в реальную жизнь, потому что они не видят трупов, не видят крови и для них виртуальная реальность становится реальностью. И вот даже сейчас, в период проведения СВО. Ребята, которых нанимают управлять БПЛА, они также действуют по принципу компьютерной игры. Им все равно, на кого бросать бомбы, куда отправлять. Это происходит потому, что для них это участие в компьютерной игре, они этих людей не видят и не воспринимают их за людей, а смерти — за смерть, тем более за это им еще дают вознаграждение, как в любой компьютерной игре.
— Сейчас часто говорят о компьютерной зависимости. Но существует ли она на самом деле? Ведь мы знаем, что такое зависимость. Это вещества, которые встраиваются в нервную систему и меняют ее. Геймерство действует не так.
— Компьютерная зависимость такая же, как любая другая, потому что там есть психические и поведенческие изменения. То есть меняется психика, многие становятся социофобами, общаются только с друзьями по компьютерным играм и виртуальными знакомыми, если они есть. В соцсетях. То есть вживую они практически стараются не общаться, прогуливают школу, техникум и так далее. Ну, кто в каком возрасте, они даже за едой не выходят. Многие в определенном возрасте страдают ожирением и метаболическим синдромом. Не поверите, у молодых людей 16–17–18 лет, когда должен, так сказать, тестостерон начать расти и достигать к 18–20 годам пиковых своих показателей, у них он низкий, как у девяностолетнего старика. То есть у них уже как бы наступает гипогонадизм, им необходимо обращаться к эндокринологам помимо психиатров, клинических психологов, помимо ресоциализации. Поэтому о зависимости можно говорить с полным правом.
— У подобных людей есть даже сленговое определение: пиплхейтеры. Могут ли пиплхейтерство спровоцировать компьютерные игры?
— Вполне. И примеры тому — категория школьных стрелков. В подавляющем числе случаев они моделируют свои действия в компьютерной игре.
Школьные стрелки
Сентябрь 2025 года. Бывший студент жестоко напал на педагогов в архангельском техникуме. Налет был тщательно спланирован: за год до него молодой человек моделировал свои действия в виртуальном пространстве игры Minecraft. Получив доступ в здание с помощью старого студенческого билета, он напал с холодным оружием на преподавателей и сотрудников.
С собой бывший студент пронес два ножа. Пройдя по старому студенческому зданию, он проник в аудиторию на первом этаже и нанес тяжкие ранения учительнице русского языка. Прибежавшему на помощь социальному педагогу студент тоже нанес ранение. Но это не было запланировано. А все остальное студент целый год моделировал в «Майнкрафте». Он создал в игре точную копию здания техникума и отрабатывал свои действия в виртуальной среде, транслируя это на стримах.
По словам представителей учебного заведения и однокурсников Артемия, ранее он был прилежным студентом и успешно участвовал в различных конкурсах, увлекался авиамоделированием. Однако со временем стал терять интерес к учебе, пропадал с занятий и в итоге был отчислен за неуспеваемость. На допросе свои действия он объяснил тем, что якобы этот педагог больше других «ратовала» за отчисление.
— Почему почти все шутеры проигрывают сцены в компьютерной игре? Что все-таки первично? Жестокий контент или помешательство?
— Все прекрасно понимают, что довольно часто одна зависимость идет рука об руку с другой. Это мы видим, когда люди переходят к игровой зависимости в плане ставок, казино. Там стараются подливать алкоголь, убирать солнечный свет и так далее, чтобы у человека пропал контроль над своим поведением, чтобы отключить префронтальную область головного мозга, которая контролирует поведение, отвечает за морально-нравственные качества, определенные аспекты интеллекта. Поэтому, разумеется, склонность к психическим заболеванием первична, — отвечает нарколог Казанцев. — Миллионы играют в «Майнкрафт», и только несколько идут убивать. Но убил бы он, не будь жестоких игр? Решился бы напасть на школу, учителей? Это вопрос пока остается открытым.
Психолог Ирина Каленова предлагает интересную гипотезу, связанную с зависимостями, в том числе — и компьютерной.
— Факт в том, что зумеры потребляют меньше алкоголя. Это подтверждает статистика, да и многие сами видят по своим детям и окружению. И я считаю это большим социальным достижением: отучить молодежь от алкоголя, от саморазрушения, сделать модным ЗОЖ. И без всяких «сухих законов». История, как говорится, сама все расставила по местам. Но при этом в подавляющем большинстве зумеры играют в компьютерные игры. У меня, как у психолога, есть гипотеза, что поколение, выросшее с гаджетами в руках, просто подменило одну зависимость другой. И в этом они видят то, что раньше давал алкоголь: выход негативной энергии, расслабление, переключение.
— Хорошо это или плохо?
— Не могу сказать. Вот пусть женщины ответят, что им лучше: вечно пьяный муж или муж, который сидит, уткнувшись в компьютер? С точки зрения преступности однозначно лучше компьютерная зависимость. Геймер не пойдет на улицу за добавкой, не набьет по дороге лицо прохожим, не устроит дебош и, в конце концов, не прирежет своих собутыльников.
— Надо ли лечить компьютерную зависимость?
— Я не могу сказать. Да, сейчас есть рехабы. Туда кладут родители своих детей или зумеры сами осознают свою проблему и решают избавиться. Но с другой стороны, сейчас развивается киберспорт. Есть свои чемпионы. Есть планы по включению дисциплин киберспорта в школьную программу. Что будет, если общество пойдет по этому пути? Мы пока сказать не можем. Должно пройти время.