Первые 10 тысяч индийских рабочих рук сейчас ожидают оформления документов, чтобы приступить к работе в Москве. А в Северной столице, судя по репликам петербуржцев в Рунете, «индусы уже метут Приморский».
— Ни с кем не перепутаешь! – уверяет петербуржец Максим. – На них робы с индийским флагом, и они уже все синие, явно дают дуба. Надеюсь, это не неприкасаемые?!
Примерно таких реакций россиян и опасаются отечественные индологи (эксперты по Индии, индийской культуре, индийским сословиям и языкам), деликатно именуя их «культурными различиями».
— У нас, увы, очень мало знают об индийцах, даже если путешествовали по Индии, - говорит индолог Индира Магометова. – А у них в головах действительно совершенно иной, не понятный другим нациям мир. Глубоко вникать в него, если индиец, скажем, подметает ваш двор, конечно, не обязательно. Но все равно это не работник из одной среднеазиатских республик, с которыми россияне долгие годы жили не просто бок о бок, а одной страной. К примеру, смертельной обидой для индийца может стать, если послать его в Пакистан. Чало Пакистан (иди в Пакистан) на хинди – самое грязное из возможных ругательств. Следующие три примерно одинаковые по унизительности – обозвать человека собакой, ложкой или братом жены – то есть шурином. Все три слова на хинди – метафоры для обозначения подхалима, прихлебателя, льстеца и подлеца. Также упаси вас бог при индийце упомянуть кастовость, а особенно неприкасаемых. Даже если сами индийцы будут уверять, что они «просвещенные» и на кастовость им плевать. Конституция 1950 года хоть и отменила кастовое разделение де-юро, но де-факто оно осталось – в виде предрассудков и насилия, применяемого по сей день к неприкасаемым, которых теперь просто иначе называют – далиты, что в переводе с санскрита означает «отверженные». Соответственно, многие представители других каст считают делом чести внести свою лепту в отвержение далита, «у которого даже дыхание нечисто». А если их самих кто-то назовет неприкасаемыми, то они кинутся в бой с оскорбителем, даже если подметают его двор.
Другие эксперты по Индии солидарны: знание особенностей нашей новой иностранной рабсилы – наша же безопасность. Это подтверждают и сами индийцы.
— Индиец сам может быть из касты шудр – слуг, но если его обозвать далитом, гневу его не будет предела, - предупреждает Викрам Сатья, сотрудник Делийского университета. – Увы, кастовость в моей стране никуда не делась, как с ней ни боролись. Конечно, речь идет о предрассудках малообразованных слоев населения, но в Индии таких большинство. Иностранцу достаточно знать основные варны – сословия. Высшее – брахманы, это священнослужители и жрецы. За ними кшатрии — воины и цари. Потом вайишьи — торговцы и земледельцы. Самая низшая каста - шудры, это слуги. Но в каждой варне еще и свои мини-сословия, разобраться в этом по силам только тем, кто родился от индусов и вырос в Индии, для иностранца это бредовая и не логичная головоломка, в которой ничего не сходится. Но если кому-то приходится работать с индийцем, придется хотя бы основные варны просто выучить, как таблицу умножения, не вникая в суть. Так как перепутать сословие индийца – все равно что плюнуть ему в лицо. Есть, конечно, вариант вообще не трогать тему каст, но, как я заметил, многие иностранцы не знают, о чем поговорить с человеком из Индии, и на ум им приходят именно касты.
По данным Минтруда, индийские трудмигранты привлекаются через механизм квотирования, а квоты устанавливаются на год вперёд: в уходящем году, к примеру, в РФ могли въехать около 72 тысяч индийцев (из общей квоты для всей иностранной рабсилы в 234,9 тысячи душ). А вот за кулисами и под занавес 2025 года эксперты по занятости говорят, что РФ готова принять «неограниченное число» индийских специалистов, чтобы залатать ими дыры в сфере строительства, обрабатывающей и текстильной промышленности, на логистических объектах (складская работа) и в сфере сельского хозяйства.
— По состоянию на декабрь у вас работает более 70 тысяч наших граждан, - говорят в делийском бюро по трудоустройству, специализирующемся на зарубежных вакансиях. – У нас отмечено, что места работы – Москва, Санкт-Петербург и области вокруг этих городов. Хотя по факту наши работники оказываются и в Сибири. Сейчас из РФ запрос на уральские заводы и в торговлю, нужно очень много людей.
В российских кулуарах слово «много» конкретизируется: в обрабатывающей промышленности дефицит рабочих рук порядка 800 тысяч человек, а в сфере торговли аж до полуторамиллионов. При этом, если верить петербуржцам, в отличие от прежних дворников из Средней Азии, новые питерские дворники из древней мистической Индии по-русски вообще не разговаривают и ничего не понимают. А если заговорить с ними по-английски, то охотно сообщают, что вообще-то они айтишники (инженеры, артисты и пр.), а в России метут исключительно ради того, чтобы заработать денег на дальнейшее образование в Индии.
По словам администрации района, где тротуары метут гости из Индии, убирают питерские улицы они уже 3 месяца. Для взаимодействия с россиянами им вполне хватает школьного уровня английского языка, хотя по приезде с трудмигрантами занимались учитель русского языка и переводчик, «изучая инвентарь, изучали дорожные аспекты работы, правила ПДД, что такое тротуар и проезжая часть. Они же работники ручного труда, занимаются уборкой улиц». Питание и проживание у индийцев за счет работодателя, зарплата – около 100 тысяч руб в месяц.
— Но наши, конечно, больше бы хотели бы работать в домах у богатых, а не на заводах в холодных регионах, - признаются в делийском бюро по трудоустройству. – Индийцы же даже при +7 гибнут от холода.
Это подтверждает и помнящая все всемирная паутина: самая холодная в новейшей истории Индии зима выдалась в 2010 году, когда в столице страны Дели и в штатах Уттар-Прадеш и Хариана ночью температура опускалась до плюс +7, отчего в этих местах более 400 человек погибли от холода.
— Зато при +50 они бодрее некуда, - делится россиянка Ирина, считающая своим долгом предупредить соотечественников о специфике индийских работников. – И раз индусы хотят работать в домах россиян, значит, обязательно найдутся те, кто захочет их взять. К примеру, на место уехавших таджиков. А то и мода пойдет, как в свое время на филиппинских нянь детям. Индианки и впрямь хорошие няни, только хорошие сюда не поедут, они у себя нужны.
Наша собеседница сама много лет проработала в Индии по контракту: работодатель предоставлял ей дом, а также персонал в виде помощницы по хозяйству и садовника.
— А семьям с детьми предоставляли и няню, поэтому я точно знаю, что няни у них хорошие, но они и дома нарасхват, — рассказывает Ирина. – А с моим домашним персоналом у меня первое время были одни злоключения. Самое яркое воспоминание – крыса. Виллу мне предоставили на вид шикарную, но в первый же вечер смотрю, а по роскошной бордовой портьере на окне вальяжно, не торопясь, спускается кто-то толстый и черный. Я сначала решила, что ко мне с улицы влезла беременная и потому такая медленная кошка. Подхожу поближе, а это крыса! Черная, жирная! Я как заору! Прибегает Дхрити – работница. А у меня и она, и садовник Виджаи – оба с образованием, что редкость для индийского домашнего персонала, с идеальным английским. Я кричу: «Дхрити, убей ее!» А работница моя вдруг в слезы и бежать. Я кричу в окно садовнику, он прибегает, я ему показываю на крысу. А он мне: «Мадам, Дхрити наверняка вас не поняла, вы же не могли пожелать смерти этой священной божьей твари?! И как начал ей поклоны бить! От ужаса я сама выбежала на улицу. В саду рыдает Дхрити, поминает какую-то яму.
По словам Ирины, прояснил ей ситуацию соотечественник, по счастью, живший недалеко. Рассказал, что для индусов крыса священна, так как бог смерти Яма оживил Лакшмана, сына индуистской богини силы и победы Маа Дурга, при условии, что все его потомки мужского пола будут рождаться крысами.
— Так что крысы они только с виду, а внутри – сын богини победы, которому надо кланяться, - резюмирует Ирина. – В особом почете ярко-черные и ярко-белые крысы, они самые божественные. И ведь ведут себя так нагло, будто это знают! Потом Дхирти принесла тазик с водой и долго исполняла вокруг крысы какие-то храмовые танцы, чтобы заманить ее в таз. А когда ей это удалось, выплеснула ее в сад. Откуда она могла в любой момент вновь явиться в дом по оконной портьере. Но с тех пор окна я стала держать закрытыми, пожертвовав свежим воздухом. А моя русская соседка потом рассказала, что я еще ерундой отделалась: ее домработница сама запустила в ее спальню крысу – «на счастье»!
Следующим номером, по словам нашей соотечественницы, было, когда индийские работница и садовник вдруг молча ее покинули, поджав губы и не проронив ни слова, хотя до этого были весьма общительны. Искать их Ирине пришлось через своего работодателя, который и объяснил, в чем дело:
— Они увидели в моем холодильнике говяжью колбасу, купленную в магазинчике при российском посольстве! А корова у них так же священна, как и крыса, а я одну пыталась убить, вторую убила и готовлюсь съесть – как можно работать у такой греховодницы?! Зато когда на нашей улице умер приглашенный специалист из Англии, мои работники очень радовались, даже пели и танцевали, а потом собрались к нему в дом с поздравлениями. Я спрашиваю: вы в своем уме?! А они мне: ну это же радость, человек реинкарнировался, надо его семью поздравить!
А апофеозом взаимодействия россиянки с ее индийскими работниками стал приезд к ней в гости ее младшей сестры.
— Сестренка прилетела ко мне в отпуск, увидела моих индийских работников и сразу заявила, что невежливо с ними не разговаривать: «А то мы сидим, как барыни, а они нас обслуживают». Но из общих тем с индусами сестренка припомнила только семейство Ганди, да и в нем букву перепутала, сказав «ваши Ганду». И опять мой индийский персонал поджал губы и в гробовом молчании пошел на выход. Я опять звонить русским соседям: мол, никак им не угодишь, Ганди они тоже не уважают?! Оказалось, что с Ганди-то у индийцев все в порядке, но вот всего одна буква способна изменить все: ганду – это прилагательное, образованное от существительного «ганд», означающего задницу. А «взятый из задницы» - одно из самых унизительных для индийца оскорблений.