МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

50 новейших трамваев в Москве имеют систему автономного хода

Автономные «Львята»: как устроены самые современные вагоны московского трамвая

Подвижной состав московского парка трамваев за последние годы стал одним из самых «молодых» в мире. Подавляющее большинство вагонов на линии – это современные сочлененные низкопольники «Витязь-Москва» и односекционные «Львенок-Москва». Причем в уходящем году 50 новых «Львят», поставленных в Москву, имеют запас автономного хода на аккумуляторах, который позволяет им проезжать без подключения к контактной сети более 5 км. Они работают на маршрутах Т1 и 5, проходящих по новым участкам без проводов.

Фото : пресс-служба Московского метрополитена  

Из 600 трамваев, работающих в Москве, современных – то есть полностью низкопольных, с климат-контролем, зарядками для гаджетов, кнопками открывания дверей – 97%. С 2017 года в городе появились 554 новых трамвая. Это сделало Москву мировым лидером по темпам обновления подвижного состава.

Большинство новых трамваев – это трехсекционные «Витязь-Москва», их сейчас в столице 464 единицы. Еще 90 вагонов – односекционные трамваи «Львенок-Москва», причем 50 из них, поставленные в Москву в 2025 году, стали революционными для России. Это трамваи с автономным ходом, способные преодолевать без контактной сети дистанции свыше 5 км.

В основе обоих типов трамваев – один и тот же набор агрегатов, из которых самый важный – уникальная полностью низкопольная тележка отечественной разработки. Инновацией стала не только агрегатная база, но и условия поставки: новая и более сложная техника обслуживается сервисной компанией по контракту жизненного цикла, рассчитанному на 30 лет.

Самым сложным и продвинутым из современных московских трамваев стал автономный «Львенок-Москва» – первые вагоны с системой накопления энергии начали работать в трамвайном депо им. П. Л. Апакова в августе 2025 года. Именно поставка этих трамваев позволила в сентябре уходящего года открыть движение по новой линии на проспекте Академика Сахарова, а в декабре – на Трифоновской улице. Сейчас в депо на Шаболовке обслуживаются 50 автономных «Львят», еще столько же планируется закупить в 2026 году – именно эти новые вагоны заменят оставшиеся вагоны предыдущего поколения со ступеньками в салоне.

Нужно отметить, что аккумуляторы имеются во всех без исключения вагонах типа «Витязь-Москва» и «Львенок-Москва» – однако в трамваях предыдущих поставок емкости батарей хватает лишь на преодоление небольших участков. Сейчас же автономный ход удалось увеличить до 5 и более километров – подзарядка же осуществляется от контактной сети на тех участках, где трамвай идет «под проводами». Токосъемники опускаются на беспроводных линиях и поднимаются, когда трамвай въезжает на участок с контактной сетью.

Пока что автономный ход имеется только в 50 односекционных трамваях: «Львенок-Москва» имеет 41 сидячее место в салоне и может комфортно перевезти более 110 пассажиров. Но развитие технологий в перспективе может коснуться и других действующих в Москве трамваев. А в 2026 году столица ждет поставки еще 50 новых автономных трамваев «Львенок-Москва». Это позволит полностью завершить обновление парка трамваев в Москве.

Развитие системы накопления энергии дало возможность строить в Москве новые участки трамвайных линий по технологии «чистое небо»: это не только эстетичнее, но и дешевле в строительстве и эксплуатации. Сегодня таких участков в Москве два: на проспекте Академика Сахарова между Площадью трех вокзалов и Чистопрудным бульваром и на Трифоновской улице между улицей Образцова и Рижской площадью. Новая технология проявляет себя хорошо: вполне вероятно, она станет новым толчком для развития столичной трамвайной системы.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах