Игорь Савельев
Публикаций: 49
В одной из недавних колонок в «МК» я написал о небывалом явлении: в наш бездуховный век «инфоповодом» вдруг стала поэзия (речь тогда шла о стихотворении «На независимость Украины» Иосифа Бродского). Не прошло и пары месяцев, как в центре внимания прессы оказывается театр (впрочем, уместнее сказать «снова оказывается»: страна еще не отошла от многонедельного обсуждения «Тангейзера» — премьеры Новосибирского театра оперы и балета).
О ее смерти не было никаких новостных сообщений: Википедия, датируя это событие концом 2014 года, ссылается на одну куцую заметку, ньюсмейкером в которой почему-то выступил Артемий Троицкий, и на реплику Станислава Белковского на «Дожде», и это все — в наши-то времена медийных истерик. Эти слухи не стали ни подтверждать, ни опровергать: как сообщается в газете «Собеседник», пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков просто отказался давать комментарий на эту тему.
Одним из информационных поводов последних недель вдруг стало... стихотворение. Да-да, не удивляйтесь. Из школьных учебников вы помните, что была эпоха, когда одно стихотворение могло значить куда больше, чем все сводки Совинформбюро, — как, например, «Жди меня» Константина Симонова. Или «Убей его» того же автора: в ситуации 1942 года оно выглядело столь же мощно, сколь ужасающе — даже в конце войны, когда лозунг «Убей немца!» начали повсюду менять на «Убей фашиста!».
Война войной, а обед по расписанию. В том смысле, что госзаказ в сфере искусства никто не отменял. Несмотря на все кризисные сложности — а они есть, и еще какие, — государство не бросает «важнейшее из искусств». Вывозит все на себе.
Как и многие, я люблю слушать в дороге радио. Музыкальные FM-каналы, ничего притязательного. Легкая музыка, а в перерывах легкий треп диджея.
Когда безумие везде, то почему бы ему не быть и на книжных полках. Не стоит удивляться и тому, что книжное безумие более концентрированно: в наш век книге надо приложить гораздо больше усилий, чтобы человек ради нее оторвался от телевизора. Лозунгом становится «Больше трэша!» (какой там «Год литературы», забудьте, уберите Пушкина с Тургеневым, чтобы не занимали место).
Кто о чем, а лысый о расческе. В том смысле, что писатели так и живут какими-то одним им близкими темами, о которых вся остальная страна забыла на второй день: что-нибудь типа Года литературы, до которого никому уж нет дела, — какая литература на фоне рубля, доллара, нефти, Минских соглашений и «нормандских четверок»?..