Вера Савваниди
Публикаций: 2
Мы знаем, что население любого античного полиса было неоднородным. Основу городской общины составляли полноправные граждане – политы. Они в большинстве своем имели находящиеся в сельской округе (греки называли ее «хора») собственные наделы земли.
Впору говорить о взятках и взяточничестве. Мы уже касались темы взяточничества в предыдущем очерке "Как косили от армии в древней Греции". Вернемся к этой теме и рассмотрим, как греки пытались с этим бороться.
Бытует мнение, что древние греки жили весело и превращали даже самую серьезную вещь, такую как война, в увлекательную игру. Их гипертрофированный игровой инстинкт и врожденная склонность к поискам гармонии, о которых пишут многие исследователи, не могли не проявиться и в искусстве ведения войны. Война была для эллина обычным, если не сказать, обыденным делом.
Женщинам в древней Греции не позволялось участвовать в политической и общественной жизни полиса. Такое могло иметь место лишь в комедии Аристофана «Женщины в народном собрании», или в мифах о легендарных амазонках. А в обычной жизни представительницы слабого пола должны были заниматься хозяйством и растить детей.
Диссиденты – это люди, относящиеся к государству не так, как большинство граждан. По мнению Сократа, государство нужно воспринимать как огонь – не отходить слишком далеко, чтобы не замерзнуть и не приближаться слишком близко, чтобы не обжечься. Как и сегодня, в древности были свои Навальные, Удальцовы и Явлинские... И тогда самые смелые также страдали за общую правду... История повторяется.
Общеэллинские спортивные соревнования проходили один раз в четыре года в южной Греции рядом с храмом Зевса Олимпийского, отчего и стали называться Олимпийскими Играми. Игры были частью сложного религиозного ритуала, к которому допускались только мужчины. Женщинам не только запрещалось участвовать в состязаниях, но даже их присутствие в качестве зрителей каралось смертной казнью.