Буквально за несколько месяцев до грандиозного информационного скандала, вызванного уходом за рубеж служащего АНБ Эдварда Сноудена, президент России Владимир Путин издал указ о необходимости создания государственной системы борьбы с кибертерроризмом. Этим решением он, по сути, официально объявил о вступлении России в Первую мировую кибервойну, разворачивающуюся сегодня на просторах Интернета.
Война идет уже сразу на нескольких фронтах. Государство вынуждено защищаться от иностранных спецслужб, от международных кибертеррористов, связанных с радикальными группировками, а также от хакеров, занимающихся криминальным бизнесом, угрожающим финансовой безопасности крупных корпораций и обычных граждан.
Для кибертеррористов не существует государственных границ, они с легкостью проникают на любые объекты в любых странах, где есть подключение к глобальной информационной сети Интернет. И Россия не исключение. В нашей стране хакерским атакам уже неоднократно подвергались сайты ведущих СМИ, информационные системы государственных организаций, интернет-ресурсы политических деятелей, коммерсантов, персональная информация известных деятелей шоу-бизнеса.
Перед виртуальным оружием, компьютерными вирусами, самыми разнообразными шпионскими программами беспомощны не только СМИ и VIP-персоны, но и любые арсеналы оружия: ядерные ракеты, самолеты, артиллерия, танки. Самые современные модели военной техники могут быть уничтожены, например, ложными командами, внедренными хакерами в электронные системы управления, или в чипы, отвечающие за управление грозным оружием. Спасение от этих угроз давно пытаются найти в США, Израиле, Западной Европе, где уже созданы центры предупреждения киберугроз.
Правда, Первая мировая кибервойна война идет с переменным успехом. Создать эффективную комплексную электронную защиту ведущим технологическим державам пока не удалось. Об этом факте свидетельствуют регулярные сообщения в СМИ о многочисленных взломах компьютерных систем крупнейших западных телеканалов, газет, информационных порталов, финансовых институтов, военных и оборонных ведомств.
На фоне описываемых событий может показаться, что перспективы создаваемого российского национального центра электронной безопасности выглядят не очень убедительно. Ведь ни для кого не секрет, ахиллесова пята современной России – отставание в сфере высоких технологий и производства микросхем высокой степени интеграции.
Чтобы исправить этот пробел, понадобится не один год. Специалисты знают, создание систем информационной защиты напрямую связано с используемой в оборудовании электронной начинкой. В чипы, которые невозможно изготовить в нашей стране и которые закупаются за рубежом, производители часто встраивают программные «закладки». Они работают если не на хакеров, то в интересах государств, в которых производятся.
В последнее время много говорят о возрождении былой мощи России, демонстрируют огромное количество исторических фильмов, в основном о войне, где пропагандируются военные успехи России и СССР. Но никто не задается вопросом, а почему же все-таки и царская Россия и СССР при всех недостатках были ведущими научными и технологическими державами?
Вспомните, после упадка века XVIII, в начале XIX века Россия входила в первую тройку мировых технологических держав, наряду с Францией и Англией. В начале XX века она несколько утратила позиции лидера, благодаря «научным» экспериментам Александра III в области образования, но все же уверенно входила в пятерку ведущих технологических стран мира вместе с США, Великобританией, Германией и Францией.
К началу 70-х годов XX века СССР держал паритет с США в области высоких технологий. Мы намного опережали в высокоинтеллектуальных технологиях другие страны. В настоящее время Россия по своим научным достижениям не входит даже в десятку передовых технологических стран мира. Такое существенное падение научного потенциала за короткий исторический период можно объяснить коренным изменением сознания финансовой элиты России, которая не учитывает уникальное прошлое своей страны, не вкладывает средства в отечественные разработки и технологии, а бездумно тратит деньги на закупки за рубежом, пытаясь копировать стиль жизни США и Западной Европы, забывая при этом, что и те и другие создали свои общества огромным трудом и в первую очередь всемерным поощрением людей, создающих научно-технический культурный потенциал.
Давно всем известно, копию нельзя уравнять с оригиналом. А если копированием занимаются неискушенные люди, происходит полное искажение реальности, и в результате получается лишь уродливое подобие - секонд-хенд!
За всю историю существования Российского государства наша страна никогда не была настолько технологически отсталой по сравнению с другими государствами, как в настоящее время.
Как и в XVIII веке, элита общества живет игрой и забавой, не создавая для России практически ничего. И, естественно, тот, кто живет чужим трудом, неизбежно начнет жить чужим умом, так как свой разум формируется только с помощью собственного труда.
Что мы наблюдаем в современной России? Экраны кинотеатров и телевизоров заполнены иностранными фильмами или ремейками, бездарно повторенными нашими «великими» культурными деятелями. А улицы городов завешаны исключительно рекламой товаров иностранного производства. Самое страшное, таким образом России навязывают чуждое мышление, в основе которого лежит постулат: все, что создано в России, плохо. Это второсортный товар. В подобной промывке мозгов и заключается главная цель западных производителей и работающих на них маркетологов – закабалить сознание российского народа, создав в нем устойчивую психологическую зависимость, основанную на том, что в России ничего хорошего не может быть создано. А если создается, то только второсортная продукция.
Помню, как я участвовал в крупнейшей мировой компьютерной выставке в Ганновере (ФРГ). К сожалению, на ней было представлено мало российских фирм. Обошел павильоны, и вижу небольшой стенд с довольно броской табличкой на русском языке «Защита информации от ФСБ и Налоговой службы России!» Ну, думаю до каких высот дошла демократизация на Западе!
Около стенда стояли несколько человек и что-то живо обсуждали со стендистами. Вгляделся внимательнее и узнал среди них наших земляков. Их лица довольно часто мелькают в российской прессе и на телевидении.
По окончания разговора всем вынесли какие-то коробки в красивых больших пакетах с изображением рыцарского замка. У меня конечно же сработал покупательский инстинкт: если что-то продают в красивой упаковке то наверняка – стоящая вещь! Подождав, пока довольные российские деятели отошли с покупками от стенда, занял их место. Взяв мою визитку, и узнав, что я тоже из России, стендист сразу заулыбался предложив на выбор кофе, алкогольные или прохладительные напитки.
«Вот что значит Россия!» – с гордостью подумал я. «Не успеешь подойти к стенду, а как уважительно встречают!». Вежливо отказавшись от бесплатного питья, поинтересовался, чем торгуют. Оказалось, программами шифрования для обычных мобильных телефонов, которые не могут прослушать ни ФСБ, ни другие государственные органы России. И цена небольшая: всего-то $300! Еще одна важная деталь, программное обеспечение было сертифицировано по натовским стандартам.
Я был несказанно удивлен, как запросто, на крупнейшей международной выставке открыто продают системы электронной «защиты» от государственных организаций. Не иначе – полный триумф западных технологий и Свободы слова! Но когда я поинтересовался у продавцов, может ли их программа обеспечить защиту от прослушивания, например, немецкой БНД или американской АНБ, прямого ответа не получил. На мой нескромный вопрос продавец лишь дипломатично ответил, что компания работает в строгом соответствии с местными законами.
– А почему вы не рекламируете свою продукцию как защиту от криминала, ведь не все же россияне хотят выступать в роли шпионов вашего государства?
«Мы не отделяем в России криминал от государственных органов. Для нас это одно и то же», заученной фразой ответил мне молодой человек.
Интересная у продавцов идеология! Мне не оставалось ничего другого, как объяснить этим «ученым», что продают они фирменное дерьмо в красивой упаковке, и вскрыть их систему может не только криминал, я уже не говорю о спецслужбах, а даже обычный студент радиотехнического факультета…
Мое заявление настолько обескуражило коммерсантов, что они попросили немедленных объяснений. А что было объяснять? Недалеко располагался стенд, где демонстрировались различные сканеры. Попросив на этом стенде во временное пользование сканер, вызвал своих специалистов, и мы пошли тестировать иностранную систему защиты информации.
Каково же было удивление этих супер-разработчиков, когда они услышали свою открытую речь, которая якобы гарантировано шифруется их «чудо»-техникой, и которую оказывается можно было легко прослушать с помощью обычного недорогого сканера.
И это понятно. Невозможно сделать, например из «Майбаха» современный танк, также, как из простого мобильного телефона шифратор. А вот если у людей сознание специальным образом изменено, то, оказывается, совсем не трудно доказать им обратное. Главное, чтобы изделие было западного производства, и реклама соответствовала обработанному заранее сознанию клиента.
Расстроил я своими экспериментами продавцов, но они не унывали. Как оказалось, за день, в основном россиянам, сбывают несколько сотен таких «чудо»-программ. Неплохой бизнес на выставке. И слоган своей рекламной кампании выбрали верный, благотворно воздействующий на успешных русских бизнесменов и политиков. Их можно понять: чем в принципе отличаются немецкие машины от немецких шифраторов? Русские с радостью покупают и то, и другое. Главное – это созданный имидж страны-производителя! И тогда можно продать любую продукцию, вне зависимости от того, соответствует ли она декларируемым возможностям или нет.
Посмотрел на выставке шифраторы и других фирм из Франции, Германии, Италии, Польши. Качество примерно такое же. Видимо, неслучайно недавно стало достоянием гласности известие, что шифрованный мобильный телефон канцлера Германии тайно прослушивался партнерами по НАТО. И это не удивительно.
Все-таки по сравнению с Европой советская криптография, как и космические технологии, являлась лидирующей в мире. И если бы не препятствия, специально создаваемые российскими бюрократами, то продажи за рубеж отечественной криптографической техники могли бы приносить для России не меньше, чем продажи танков и самолетов.
И эти чиновники-бюрократы как-то быстро забыли, что в 1992 году Россию от полного разрушения спасла отечественная криптографическая техника до мельчайших деталей и микросхем произведенная на российском заводе, и выпущенная в таком большом количестве и за такой короткий срок, как никогда раньше в СССР.
Но, как ни странно, даже в этой, казалось бы, беспросветной ситуации, у России есть все шансы не только успешно справиться с вызовом времени, но и стать всемирным лидером в сфере создания систем информационной безопасности.
Например, опыт американцев в стратегически важной для государства космической отрасли свидетельствует, что сотрудничество с частными компаниями может привести к быстрому, эффективному и экономичному решению задач любой сложности. Вплоть до продолжения стратегически важной национальной космической программы.
Кстати, этот пример актуален еще и потому, что напоминает затронутую мной тему. По определенным причинам не имея возможности продолжать национальную пилотируемую программу собственными средствами, НАСА вынуждено арендовать российскую космическую технику и тем самым поддерживать российскую промышленность. Лишь разрешив запуск частных космических кораблей, принадлежащих американским компаниям, они успешно решили стоящие перед ними текущие тактические задачи, сконцентрировавшись на важных стратегических целях, таких как подготовка полета человека к другим планетам.
Сходная ситуация возможна в России в сфере обеспечения информационной безопасности. Например, отечественные разработки в области криптографической защиты информации мобильных телефонов намного обогнали аналогичную технику, имеющуюся в США и Европе. Более того, существуют они не на бумаге, а в виде действующих образцов продукции. На Западе ее уже окрестили «убийцей хакеров» и хотят закупать во многих странах мира. Вот только вопрос, будет ли уникальная российская разработка востребована в самой России?
Зная о превосходстве российских разработок в области информационной защиты над технологиями хакеров, я хочу, чтобы все россияне тоже это знали, и имели возможность эффективно противостоять угрозе, исходящей из виртуального мира.
Информационная безопасность не может быть только государственным или только частным приоритетом. Она затрагивает одновременно интересы и простых граждан, и бизнесменов, и государственных служащих. Во время кибервойны, разгорающейся впервые в истории цивилизации, каждый из нас в равной степени несет ответственность за свободу и будущее своей страны. Иначе рано или поздно мы все станем информационными рабами победившей стороны.