Немой Д’Артаньян

Что было до Боярского?

Герои романов Александра Дюма всегда отличались неординарностью и страстью к приключениям. Но и среди киногероев, воплощавших литературных персонажей великого писателя на экране, немало тех, по чьим жизням можно написать отдельный, не менее увлекательный роман. Так и Дуглас Фэрбенкс — суперзвезда немого кино Голливуда — вошел в историю далеко не только тем, что одним из первых сыграл задиристого гасконца д’Артаньяна…
Что было до Боярского?

В Большой Советской энциклопедии жизнь Дугласа Фэрбенкса помещается в абзац, не больше десяти строчек. Но в них успели поместиться такие знаковые фильмы начала прошлого века, как “Знак Зорро” (1920), “Робин Гуд” (1922), “Багдадский вор” (1924), “Черный пират” (1926), “Частная жизнь Дон Жуана” (1934). Во всех именно Дуглас — в своей неподражаемой, слегка легкомысленной манере — играл главную роль. Он делал из своих персонажей настоящих бравых парней, работающих не только мускулами, но и широкой улыбкой.


Родившись в Денвере, штат Колорадо, Дуглас Элтон Ульман вряд ли мог жаловаться на жизнь. Положение его отца — успешного бизнесмена и адвоката — позволяло ему вдоволь заниматься верховой ездой, фехтованием и легкой атлетикой. Обязательными дисциплинами для будущего мушкетера.


Но интересы одаренного юноши не исчерпываются поиском применения своей физической силы. Он заражается магией театра. Театр настолько пленяет Дугласа, что тот бросает Гарвард — мекку американского истеблишмента. Взбешенный отец лишает своенравного сына финансовой поддержки, и тот на последние деньги отправляется в Европу.


В 17 лет Дуглас вернется в Америку, но до этого успеет поработать землекопом на строительстве парижского метро, грузчиком в лондонском порту и матросом на грузовом судне. Вернувшись на родину, Дуглас не оставлял попыток устроиться в какой-нибудь театр, попутно перебиваясь мелким заработком, вроде должности продавца в скобяной лавке или служащего в одной из контор на Уолл-стрит.


В 1902 году 19-летний Дуглас, взяв псевдоним Фэрбенкс, успешно дебютирует на Бродвее. Актерская карьера могла бы и не состояться: женившись в 1907 году на наследнице крупного бизнеса Анне Бет Салли и заведя с ней ребенка — Дугласа Фэрбенкса-младшего, актер перестал выходить на подмостки. Впрочем, очень скоро компания его жены пошла прахом, и Фэрбенксу ничего не оставалось, как вернуться к лицедейству. Которое довольно скоро начало приносить плоды.


Как следует прославившись в статусе театрального актера, Фэрбенкс в 1915 году дебютирует в картине Уильяма Кристи “Ягненок”. Восторги критиков, овации зрителей, и вот уже ведущая кинокомпания готовит ряд сценариев “специально под Фэрбенкса”. Сам же актер, почувствовав успех, не долго думая, разрывает контракт со студией Triangle, выпускавшей все его фильмы, и дает жизнь студии собственной — компании Douglas Fairbanks Film Corporation под эгидой Paramount Pictures.


Новая жизнь — новая жена. В 1919 году Фэрбенкс сходится с актрисой Мэри Пикфорд, которой (разумеется, наряду с Дугласом) суждено стать первым человеком, оставившим свой отпечаток на знаменитой голливудской Аллее звезд. (Произошло это во время церемонии открытия киноцентра Граумана 30 апреля 1927 года.)


В этом же, 1919 году усилиями Фэрбенкса, Пикфорд, а также еще двух гигантов Золотого века Голливуда — Чаплина и Гриффита появляется компания United Artists, занимающаяся вопросами распространения фильмов. Делать это было не так сложно — гарантией качества представленных картин выступали сами фамилии учредителей. Но и после их смерти United Artists долго оставалась одним из лидирующих игроков на рынке, выпуская кинохиты один за другим: от сериалов о Джеймсе Бонде и Розовой Пантере, до фильма Милоша Формана “Пролетая над гнездом кукушки”. Пережив ряд трудностей в новом тысячелетии, компания, в которой небольшая доля сегодня принадлежит Тому Крузу, функционирует до сих пор.


Делать что-то впервые — похоже, именно этим Фэрбенкс занимался всю жизнь. Он стал первым президентом Американской академии киноискусства и вел первую же церемонию вручения наград этой академии.


Но все общественные достижения Дугласа, конечно же, меркнут по сравнению с его заслугами в кино. После оглушительного успеха фильма “Знак Зорро” Фэрбенкс выводит на первые позиции жанр костюмированных исторических картин. И дважды — в фильмах “Три мушкетера” и “Железная маска” — актер обращался к образам, выведенным в своих романах Александром Дюма. Второй фильм, кроме прочего, стал еще и последней немой картиной, в которой играл Фэрбенкс.


С отступлением эры немого кино ушла и бешеная слава неувядающего Дугласа. Сначала упали сборы (его совместная с женой работа в фильме 1929 года “Укрощение строптивой” вызвала гораздо меньший резонанс, чем раньше). Потом сократилось количество ролей.


Последним фильмом с его участием стала “Личная жизнь Дон Жуана” (1934). К тому моменту Дуглас и правда снова внес коррективу в личную жизнь, завязав годом ранее роман с Сильвией Эшли. Дальше — развод. Новая женитьба. Почти затворничество в Санта-Монике. И смерть от сердечного приступа в 56 лет. С новой женой он прожил не больше трех лет.


Не так мало для отошедшего от дел д’Артаньяна.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру