Струнный берег Амура

Юрий Башмет: «Мы должны бороться за детское музыкальное образование!»

…Дальний Восток – это, конечно, не совсем Россия. Хотя и тут есть розовый симпатичный домик «общественной» приемной «ЕдРа», называемый «резиденцией Путина». На Амуре еще лед, жесткий ветер, теплый дождь; Хабаровск полнится слухами, как китайцы пытаются изменить русло реки «чтоб немножко передвинуть границу в свою пользу», а еще о том, как скоро ветрами донесет радиацию с «Фукусимы-1». Здесь чаще смотрят NHK, чем первый канал. А на дорогах все праворукие, даже левши и пенты. Но даже здесь есть свой Башмет. Со своим международным музыкальным фестивалем.

Юрий Башмет: «Мы должны бороться за детское музыкальное образование!»
Юрий Башмет. Фото: Ян Смирницкий

На первый раз – всего три дня, но местный театр полон: шутка ли – хабаровская премьера незабвенного альтового концерта Шнитке (посвященного Башмету), настолько эмоционально плотного в своей трагичности, что страшно наблюдать в очередной раз эту странную гипнотичность смычка, который не сходит с инструмента ни на секунду… Юрий Абрамович долго разыгрывается, в кулисах шепчутся – «сам губернатор в зале». Но власть подождет. Кстати – о, редкий случай! – это едва не первый губернатор, который остался и на второе отделение.

– Юрий Абрамович, как пришла мысль заехать так далеко? Ладно еще фестивали в Сочи, Ярославле, Минске… А тут – восемь с половиной часов лёту.

– Что ж, идею поддержала и местная филармония и губернатор. Только сегодня был у него: договорились, что фестиваль станет ежегодным, будет расширяться. Это важно. Город у вас чудесный, всё есть, но, надеюсь, и наши устремления дадут какие-то результаты… культуру никогда не помешает усилить, углубить, расширить. Во всех интервью теперь буду рассказывать даже не о том, как принимает публика, а о главной изумительной улице Муравьева-Амурского, просто уникальное явление!

Местный музыкальный театр. Фото: Ян Смирницкий.

…Это между концертами башметовских «Солистов Москвы» и местного Дальневосточного симфонического Юрия Абрамовича первым делом пригласили в Краевой музей (где чуть не на каждого посетителя по доктору наук – исследовательская работа поставлена очень широко) и на центральную улицу Муравьева-Амурского с застройкой в стиле «модерн» рубежа XIX-XX веков – буквально памятник архитектуры.

– Это не просто красиво, – продолжает Башмет, – это дает молодым людям ощущение самодостаточности, ощущение того, что они живут в славном, удивительном городе. А отсюда очень многое проистекает в плане воспитания и становления личности.

Чучело дикого кота в Краевом музее. Фото: Ян Смирницкий.

– Это верно, но как бы новая реформа образования не убила всё то лучшее, что есть…

– Об этом много сейчас говориться. Вот представьте японского или китайского мальчика. Он уже с 2 лет виртуозно кушает двумя палочками. Мы, приезжая в эти страны, тоже можем обходиться какое-то время без ложки и вилки, но также мастерски владеть палочками, как этот мальчик, не будем никогда.

То же касается и музыкального образования. Почему «советская школа» до сих пор непревзойденный знак качества? Потому что учить начинали с самого раннего возраста, это было престижно. И, слава богу, безопасно, в плане политики: звуки – не слова. Со временем всё стало портиться. И осталось еще лет пять, чтоб мы окончательно перестали лидировать в скрипичной школе.

Юрий Башмет. Фото: Ян Смирницкий

– Это страшный прогноз.

– А что делать если будут утрачены навыки, прививаемые с детства? Перестанем быть хорошими «даже для Америки». Ведь когда приезжаешь в Штаты и играешь с местными оркестрами, удивляешься, как хорошо там звучат струнные группы. А что удивляться – почти все говорят по-русски, они как раз представители той самой советской школы. Так вот Америка еще на нас потом обидится. Что вы, я получаю очень много писем с разных уголков России – «попросите, чтоб не закрывали нашу музыкальную школу», ведь еще и закрывают! И нельзя, чтоб в расписании обычной школы был просто урок пения два раза – ну дети попоют-побалуются, какой смысл? Нужно чтобы оставалось именно профессиональное детское образование и мы все за него будем бороться!

Ксения Башмет увлекательно проводит мастер-класс для пианистов. Фото: Ян Смирницкий.

Башмет уходит на последние репетиции с Дальневосточный оркестром – сегодня он за пультом на Пятой симфонии Бетховена. На вопрос – «как вам оркестр?», отвечает – «очень неплохо, могло быть и хуже, я даже удивлен». Можно удивляться и дальше, узнав про зарплаты оркестрантов в 15000, про недостаток жилья, гастрольной практики, классного концертного зала… Но с приходом Башмета всегда всё меняется в лучшую сторону, будем надеяться.

Сербский пианист Милош Михайлович. Фото: Ян Смирницкий.

Юрий Башмет. Фото: Ян Смирницкий.

Соло Башмета в знаменитом альтовом концерте Шнитке на фоне Дальневосточного симфонического оркестра: