Таракан не ропщет

В Театре на Малой Бронной случилось бесовское мухоедство

“Бесы” Достоевского народ не очень жалует — не понимает! Также не поняла публика новый спектакль Театра на Малой Бронной по этому роману. Одному из лучших московских спектаклей по Достоевскому за последнее время мало хлопали и восприняли напряженно. И все потому, что в нем уловлен настоящий нерв писателя. А сейчас не время Достоевского. Господа, да если вам “тяжело” и Достоевский вас слишком “грузит”, идите в развлекательный центр! А в театр не ходите и “Бесов” не читайте.

В Театре на Малой Бронной случилось бесовское мухоедство
Верховенский (Дмитрий Сердюк) и Ставрогин (Артемий Николаев).

Молодой режиссер Олег Ларченко с помощью худрука Сергея Голомазова поставил такой спектакль по Достоевскому, который не искажает роман, а дополняет. Он сделан из того же теста. Утверждаю: в этом театре Достоевского поняли.

Клубок вокруг Ставрогина — настоящее, обнаженное, человеческое. Исчадие и стон человеческих страстей. Какие персонажи! Буквально каждый из них — герой Достоевского, только не со страницы, а во плоти. Несравненный Верховенский — ядро спектакля. Актер Дмитрий Сердюк — не актер, а пластилин, змей-искуситель. Вот он — светский лев: позвольте ручку! Вот он вкрался к Ставрогину и в дом, и в душу: шепелявит, меняет голос, носится как угорелый, ластится, добавляет сахарку. А вот он раскрывает Ставрогину карты: я вас от Лебядкина с его сумасшедшей сестрой, вашей законной женой, освобожу, Лизу Тушину вам для забавы привезу. Смуту пустим, вы красавец, вы мой идол! “Когда аристократ идет в политику, он обаятелен. Я уезжал — убийство было помешательством, возвращаюсь — нет! Одно или два поколения разврата необходимо! А потом мы пустим легенду!” А как Верховенский ест вареную курицу, пока стреляется бледный, бедный Кириллов! Как отдирает кусочки. Звон колокольчика вместо выстрела. Замер, перестал жевать. Похолодел взгляд. Продолжил есть.

Здесь все рождается на наших глазах. Великолепный Кириллов (Александр Бобров), рыжий мальчик с мячиком и пистолетом, нервный и злой: молюсь всему, паучку — и тому молюсь. А страх — это подлость! Я один без причины с собой покончу, потому что мне все равно! И придет человекобог! Игнат Лебядкин (Егор Сачков) — отдельная история! Дерганый, с похмелья: “Жил-л-л на свете тар-р-ракан-н-н, тар-р-ракан-н-н от детства! Таракан не ропщет, сударыня!” А его сестра, хромая сумасшедшая Марья Лебядкина (Татьяна Тимакова)? Не такая уж и сумасшедшая, ярко намазанная, с тонким голосом: не таков мой князь!

Чем спектакль выше классом, тем выше и требования. Плохи второстепенные артисты (спор в тайном обществе — театрализованный базар). Флегматичный Шатов (Юрий Тхагалегов) великолепен, когда дает пощечину Ставрогину! И пуст, когда к нему является беременная жена. Лиза Тушина (Мариэтта Цигаль-Полищук) — истукан в первой сцене приезда Ставрогина и яркая, властная, сильная женщина после проведенной с ним ночи. Наконец, пошлый ход — Ставрогин признается в своем бесе четырем мертвецам. Но это мелочи, царапины на зеркале.

А что же Ставрогин (Артемий Николаев)? У образа Ставрогина, в отличие от других, есть додуманная за Достоевского концепция. Это страдающий Ставрогин, который после драки кулаками не машет. Ставрогин после того, когда весь механизм уже завертелся и он — только пешка, сгибающаяся пополам не то от бессилия, не то от колик в животе… Этот Ставрогин — “кумир поверженный все бог”. Работа актера — на “пятерку”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру