Семнадцать мгновений Лиозновой

Вспоминая знаменитого режиссера

Не стало Татьяны Лиозновой. Режиссера “Трех тополей на Плющихе” и “Семнадцати мгновений весны”. Маленькой хрупкой женщины, приручившей большой стиль советского кинематографа, придав ему необходимые лоск и порядок, который может создать только женщина. А также надрыв и глубину. Сегодня мы вспоминаем семнадцать мгновений из этой непростой, но очень яркой жизни.

Вспоминая знаменитого режиссера

1. Татьяна Лиознова родилась в Москве 20 июля 1924 года в семье инженера-экономиста.

2. Война. В 1941 году отец Лиозновой уходит на фронт и вскоре погибает. Сама она поступает в Московский авиационный институт, но после первого же семестра забирает документы.

3. ВГИК. Татьяна Михайловна поступает во ВГИК в 1943 году, с ходу попав в экспериментальную мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, в которой впервые актеры учатся вместе с режиссерами. И снова: не проходит и одного семестра, как ей указывают на дверь. На этот раз уже по инициативе преподавателей, посчитавших, что у этой 19-летней девушки еще недостаточно опыта, чтобы снимать кино. Пришлось Лиозновой впервые проявить свой знаменитый железный характер, который в будущем не раз помогал ей в решении творческих задач. Подкараулив Герасимова и Макарову в дверях института, она буквально заставила их ознакомиться со своими учебными работами. В тот же день было принято решение Лиознову на курсе оставить.

4. «Кармен». Так назывался студенческий спектакль, поставленный Лиозновой во ВГИКе с Инной Макаровой в главной роли. Побывавший на спектакле писатель Александр Фадеев пришел в восторг от игры молодой актрисы и после рассказывал Герасимову, как раз готовившемуся к экранизации его романа «Молодая гвардия»: «Вот вам и Любка Шевцова».

5. «Молодая гвардия». Этот легендарный фильм Сергея Герасимова не только оказался путевкой в жизнь для таких актеров, как Инна Макарова, Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова, но и впервые дал возможность Лиозновой поработать на площадке. Пока еще в роли помощника режиссера.

6. Киностудия имени Горького. Закончив с отличием ВГИК, Лиознова по распределению попадает на студию имени Горького, расположившуюся за соседним забором. Увы, родства душ с руководством студии это не обеспечило. Вскоре режиссера увольняют. Она содержит себя и больную маму на деньги, вырученные от шитья платьев на заказ.

7. «Седая девушка». Новую жизнь в свою ученицу вдохнул все тот же Сергей Аполлинариевич Герасимов, позвавший Лиознову ставить спектакль «Седая девушка» в Театре Вахтангова. А вскоре в Московском ТЮЗе пойдет ее пьеса «Голубая звезда», в которой главную роль сыграл совсем еще молодой Ролан Быков.

8. «Память сердца». Прошло почти десять лет с момента окончания ВГИКа, прежде чем Татьяне Лиозновой удалось получить собственную постановку — лирическую историю о войне с Тамарой Макаровой и Алексеем Поповым в главных ролях. К тому моменту Лиознова снова работала на студии имени Горького, отвоевав у отдела кадров Госкино СССР сначала должность ассистента по реквизиту, потом второго режиссера и только пять лет спустя — режиссера-постановщика.

9. «Евдокия». Киноповесть о женщине, приютившей пять сирот, и первый кинохит от Татьяны Лиозновой, который в Союзе посмотрели больше тридцати миллионов человек.

10. «Им покоряется небо». Один семестр в МАИ не проходит даром. Татьяна Лиознова снимает фильм о летчиках-испытателях. Это спрятанное под упаковкой традиционного советского фильма во славу Героев Соцтруда (в данном случае — летчиков-испытателей и конструкторов истребителей «МиГ-9») сильнейшее психологическое расследование на тему людей, находящихся в пограничном состоянии, выполненное со всеми фигурами высшего пилотажа. В небе за штурвалом истребителей солировали Николай Рыбников и Владимир Седов. На земле за чертежами — Евгений Евстигнеев. А за всех вдов, безвременно потерявших своих героев, проливала слезы Светлана Светличная.

11. «Три тополя на Плющихе». Незабываемый дуэт Татьяны Дорониной и Олега Ефремова. Один из лучших фильмов о невозможности любви. А также вздох «ой» на 44-й минуте фильма, которым Нюра перебивает собственное исполнение песни «Нежность» на музыку Александры Пахмутовой.

12. «Семнадцать мгновений весны». 12-серийная эпопея. Первый российский телесериал. Лучший российский телесериал. Вячеслав Тихонов, Евгений Евстигнеев, Лев Дуров, Леонид Броневой. Миллионы поклонников по всему миру и почетное место в эфире до сих пор.

Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемочной площадке. Фото: РИА-Новости.

13. «Мы, нижеподписавшиеся». Члены комиссии облисполкома по пути из одного города в другой рассуждают в вагоне о том, стоит ли принимать акт о приемке хлебозавода или нет. Чиновники, бюрократия, слова Леонида Куравлева о том, что он, конечно, «дурак, но думающий дурак, а есть умные люди, которые совершенно не хотят думать». За тридцать лет с тех пор мало что изменилось.

14. «Карнавал». Последняя признанная массовой публикой удача. Ирина Муравьева, поющая голосом Жанны Рождественской, и прочие трудности провинциальной девушки, приехавшей покорять Москву.

15. «Конец света с последующим симпозиумом». Последняя режиссерская работа Лиозновой. Политический памфлет против атомной войны, оставшийся почти незамеченным в самом разгаре перестройки.

16. Колоризация. Разукрашенные Мюллер и Штирлиц. Возмущение и удивление со стороны поклонников, зато легендарный сериал снова попадает в прайм-тайм федерального канала.

17. 29 сентября 2011 года в возрасте 87 лет Татьяны Михайловны Лиозновой не стало. Прощание с режиссером состоится 1 октября в 10.00 в ритуальном зале ЦКБ № 2. Затем пройдет отпевание в храме Святого Трифона. Похоронят Лиознову на Донском кладбище.

 


Никита Карцев

 

ОНА НЕ БЫЛА ОДНА

Одна известная актриса, которой Лиознова подарила прекрасную роль в фильме «Карнавал», однажды в сердцах сказала: «Ну теперь-то, надеюсь, она понимает, почему на старости лет осталась одна». Тогда я подумал: как же в жизни этой артистке повезло, если, будучи человеком незыблемых семейных ценностей (одно из главных условий согласия сниматься — не уезжать далеко от Москвы), она сделала еще и блестящую, по-настоящему звездную профессиональную карьеру.

Тогда я робко ответил: все так, только если бы не лиозновская жесткость и даже жестокость, не было бы великих фильмов, которые десятилетиями смотрела вся страна. А был бы рядовой сериал про разведчика, в котором главную роль почему-то сыграл обаятельный пройдоха-грузин, по совместительству — муж. Или обычная любовная мелодрама с популярной сокурсницей (худсовет утвердил бы на раз!) в главной роли, а вовсе не с великой и почти всегда отвергающей даже хорошие сценарии Татьяной Дорониной. Чей характер на площадке был настолько крут, что перед ним пасовала даже «железная леди» Татьяна Лиознова.

Вообще у многих актеров округлялись глаза, когда они слышали от меня: «Завтра буду у Татьяны Михайловны, хотите — передам от вас привет». Приветы, конечно, передавали. Но общаться не спешили. Помню, как через несколько месяцев после нашего разговора неожиданно позвонил Леонид Куравлёв: «До сих пор себя корю, что не пошел к ней в больницу. Но, Славка, пойми, я боюсь ее до сих пор!»

Актеры не были ее близкими друзьями. А уж тем более актрисы. Даже гениальному Вячеславу Тихонову, сыгравшему Штирлица, в обычной жизни отводилась роль второго плана. Зато «в главных ролях» были Станислав Ростоцкий, директор Киностудии имени Горького Григорий Бритиков, Иосиф Кобзон, Роберт Рождественский. Мужская компания. Разговор на равных. Именно эти люди приехали к Лиозновой, когда уже в почтенном возрасте умерла ее мама — Ида Израильевна: она-то долгое время и была настоящей и полноценной семьей Татьяны Михайловны.

Семнадцать мгновений Лиозновой

Семнадцать мгновений Лиозновой

Смотрите фотогалерею по теме

Лиознова, разумеется, никогда не была «синим чулком». Наоборот — природу мужчины и женщины чувствовала феноменально. Помню ее рассказ, как до встречи с Дорониной (она жила тогда в Ленинграде и была известна прежде всего театралам) искала актрису на роль Нюры в фильме «Три тополя на Плющихе». Первым посылом к картине, как известно, была уже написанная и широко звучащая песня Александры Пахмутовой «Нежность». Лиознова рассказывала: «На крайний случай я бы записала Нонку Мордюкову с этой песней на магнитофон и взяла бы ту актрису, которая бы лучше всего эту песню спела «под Нонну». — «А почему вы не думали взять саму Мордюкову?» — наивно спросил я. «Ты что, — ответила Татьяна Михайловна, — подумай сам, разве под нее мужика найдешь?». А ведь «мужиком» был обожаемый ею (и еще миллионами женщин) Олег Ефремов. Или — уже в других ситуациях — Сергей Герасимов, которого Лиознова до старости про себя ревновала к законной супруге Тамаре Макаровой.

Мужская компания. Мужской разговор. Какие тут могли быть «семейные ценности»? А если уж и случался роман с «товарищем по работе», то этот человек скорее терял в ее глазах, чем приобретал. Ей трудно было соответствовать. Творческий и человеческий максимализм был у Лиозновой в крови. И какая-то мелочь могла обрушить абсолютно все.

Семнадцать мгновений Лиозновой

Семнадцать мгновений Лиозновой

Смотрите фотогалерею по теме

И все-таки она не была одиноким и нуждающимся, как принято сегодня писать, человеком. Жизнь подарила ей небольшой, но верный круг друзей. И прежде всего — Людмилу Васильевну Лисину, с которой Татьяну Михайловну связывало почти 50 лет близкого, по-настоящему родственного общения. И даже — интересную творческую работу, которой стала (пусть это кому-то кажется спорным) колоризация ее классических фильмов. Потому что опять в ее жизни возникла мужская компания во главе с Александром Любимовым и крутой разговор. Пусть даже как напоминание о великой, достойно прожитой творческой жизни.

Вячеслав Шмыров

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру