Москва соскучилась по беспафосным пианистам. Надоел лоск и предсказуемость, хочется жизни, естества. На вполне себе стройной фигуре Копачевского не очень гладко сидел его черный пиджак, равно как и на худеньком Лубянцеве довольно странно смотрелся фрак. Но эта чудаковатость, «невписанность» в статус «матерых артистов», только усиливает обаяние. Просто так по два раза на бис вызывать бы не стали.
Так что тенденция переломлена. «Слонов» на очередном конкурсе Чайковского могут раздавать кому угодно. Но публика все равно разглядит «своих» (тех, кого хочет слушать), отстоит, и в обиду не даст.
Спиваков придумал вкусно: Второй концерт Рахманинова (исп. Копачевский) в первом отделении, и Третий (исп. Лубянцев) — во втором. Незатянуто, изящно, с сюрпризами. Когда ребята выходили, было полное ощущение, что «шли себе мимо, сели и поиграли» — ноль артистического шарма, какой-либо звездности (Лубянцев так и просто «падает» на стул и сразу играет). Но при этом какой внутренний звук, какое чувство материала! Где вы последний раз слушали негромыхающего Рахманинова, первые аккорды которого не хочется изображать карикатурно в окнах РОСТА?
Полное ощущение, что и для Копачевского и для Лубянцева при всей их разности язык Рахманинова — тотально родной, и они в любой момент могут на нем от виртуозной болтовни перейти к чему-то единственно важному в жизни, как объяснение в любви...
Маэстро Спиваков провел оба концерта буквально по-отечески, «ведя» в I-м отделении Копачевского, и «идя» во II-м от Лубянцева. Более удобного «папы», я думаю, в Москве не найти, чему подтверждением — слова самих музыкантов. Или вот все спорят, где духовики лучше — в НФОРе или в РНО, так после Рахманинов-гала перевес в меди на стороне спиваковцев. Ведь только Владимир Теодорович настолько умеет из отдельных соло делать маленькие шедевры, которые надолго не уходят из памяти... Равно как и чудесные бисы наших героев (например, Лубянцев играл «неудобные» «Наваждение» Прокофьева и «Полет шмеля» Римского-Корсакова в обработке Рахманинова).
- Музыка Рахманинова — чудеснейшая, я готов ее играть сколько угодно, — рассказывает «МК» Александр Лубянцев, — хотя это было всего четвертое мое исполнение. Очень сложный для головы концерт...
- Третий сложнее, чем второй...
- У них разные сложности: во Втором — быстрые переходы настроения, а в Третьем нужно удержать в голове много музыкального материала... Но мне очень приятно было с НФОРом, со Спиваковым. Играли, практически, без репетиций (хотя была репетиция в другом помещении). Общение с Владимиром Теодоровичем дорогого стоит: он и сам умеет предложить небанальные музыкальные идеи, и выслушать их от меня... Хотелось бы еще.
- Почему вы решили выйти во фраке?
- Мы просто договорились со Спиваковым — в чем он выйдет, в том и я.
- Как у вас дела сейчас?
- Ой, пошли в гору. Меня заметил японский менеджмент, то же агентство, что занимается Дмитрием Хворостовским, и теперь приглашают на концерты, гастроли — поеду в Австралию, в Азию, в Африку... Хорошо теперь. И не надо никаких призов. А ближайший концерт будет в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.