Москва «На Фоменках»

Сергей Юрский предложил назвать берег Москвы-реки напротив Сити именем великого режиссера

Цветистые слова украшают любые пышные похороны, но Петр Наумович как раз из тех, про кого очень не хочется сказать лишнего. Многие его почитатели сейчас настаивают на формулировке, что ушел «гений планетарного масштаба»; мы же считаем, что тот, кто его знал, и без эпитетов будет помнить, беречь в сердце. А тот, кто нет... тому, увы, в двух словах не объяснишь. Ведь узнаёшь Фоменко не по какому-то конкретному яркому спектаклю, его феномен — это жизненный путь, отношение к делу, его ученики, талантливые и скромные «фоменки». Вообще, скромность, оставление себя в тени — ключевое понятие по отношению к такому явлению, как Петр Наумович. Вот и в понедельник на прощании все взывали к Всевышнему, чтобы выстраданная им «Мастерская» была сохранена... а это будет непросто.

Сергей Юрский предложил назвать берег Москвы-реки напротив Сити именем великого режиссера

...Девять утра, поворот с Кутузовского перед Третьим транспортным, тут же — ДПС, «проезд дальше закрыт». Привычная в таких случаях картина: небольшое оцепление, заграждения, эвакуаторы, с трудом паркуются ритуальные автобусы, черный катафалк-«мерседес», минивэны с огромными дорогими венками — «От мэра и Правительства Москвы», «От вахтанговцев», «От «Ленкома», только и успевают заносить в стеклянную дверь основной фоменковской сцены. Сцену, которую Петр Наумович получил, прямо скажем, поздновато. В 9.30 через рамки начинают пускать людей: случайных «сочувствующих» или, например, бомжей здесь просто нет, — интеллигентные театралы, тут любой наизусть расскажет биографию Фоменко — как из Москвы прогнали и как в Питере обидели... Как скажут потом со сцены: «он был совестью нации» — пусть на бумаге слова эти звучат чрезмерно пафосно, но при взгляде на его доброе лицо все становится ясно. Прирожденный театральный учитель, учивший не как играть и деньги зарабатывать, а как человеком стать хорошим... в этом смысле равных Фоменко нет никого.

Олег Меньшиков.

Прощание организовано просто и стильно. Сцена открыта на всю глубину, гроб, венки, черный задник — а по нему одна черно-белая фотография мастера сменяет другую. Подковой вокруг гроба — артисты «Мастерской» в фирменных черных майках с круглым логотипом театра, издали напоминающим инь и ян... Едва слышным фоном — узнаваемая музыка, среди которой и «Грезы» Шумана, и... три часа медленно идет людской поток. Не сказать, что вся улица была забита, нет, но все, кто хотел, — пришли. Уж молчу об учениках и соратниках. Август, люди уехали в отпуска с семьями, с детьми, у кого-то были свои гастроли, съемки. Но один звонок «Фоменко умер» разворачивал всех, по выражению Юлия Кима, «на 180 градусов». Поэтому вчера в театре собрались буквально все, даже перечислять неловко: Максакова, Меньшиков, Васильева, Женовач, Соломин, Калягин, Никитин, Юрский, Бертман, Филиппов, Дуров, Апексимова, Ирина Мирошниченко, а еще Явлинский, глава Департамента по культуре Москвы г-н Капков, представитель Минкульта (сам министр, правда, не приехал).

Маленький зал радушно принял всех по такому случаю, банальных слов избегали: «В этом году „Мастерской“ Фоменко исполнится 20 лет — так началась гражданская панихида, — а вы, Петр Наумович, никогда не празднуете дней рождения или, не дай бог, юбилеев, поэтому все мы должны были собраться вот так на старый Новый год, 13 января, на день рождения театра. А перед этим еще раз в сентябре, причем уговор был такой: вы нам рассказываете всю свою жизнь „от и до“, а мы сдаем „зачет по вокалу“, поем о том, чему учились все эти годы. И вдруг — такое известие... Первым приехал директор, потом остальные. До понедельника у нас образовалась странная пауза, занимались организацией похорон, просматривали видео, выпивали и рассказывали молодым о том, как это все начиналось... И вот литчасть подготовила мне список: 65 спектаклей, три фильма, работы на телевидении, и все это началось в 1958 году...». В завершение списка работ Петра Фоменко зал громко зааплодировал, как аплодировал вопреки традиции и дальше после каждого выступающего.

Юрий Соломин.

Людмила Максакова прочитала стихотворение Тютчева: «Вот бреду я вдоль большой дороги / В тихом свете гаснущего дня... / Тяжело мне, замирают ноги... / Друг мой милый, видишь ты меня?»: «Помимо того что Петр Наумович был гением режиссуры, у него было самое великое призвание на земле — он был учителем. 12 лет он был с нами в Театре Вахтангова; его „Без вины виноватые“ взорвали всю театральную Москву, этот спектакль сделал его любимцем Москвы, тут сошлись восторги всех — и критики, и театрального братства».

Москвичи прощаются с Петром Фоменко

Москвичи прощаются с Петром Фоменко

Смотрите фотогалерею по теме

— Как не вовремя ушел, — берет слово Сергей Юрский, — так больно теперь без него. Но как... вовремя он прошел свою жизнь — как успел все сделать именно тогда, когда стал рушиться репертуарный театр — гордость русского искусства. А Фоменко, напротив, создал свой репертуарный театр, который есть воплощение ансамбля, единства и стиля... Он гениально нашел это место, — продолжает Юрский, — на котором мы сейчас находимся, чтобы отстроить здесь, на реке, свой театр. И место стало притягательным. Мы находимся среди людей, готовых нести все, что он создал, дальше. В Москве ведь много знаковых мест — на Стромынке, в Филях, которые оставались неизменными, вне зависимости от того, как менялось время. И я уверен, что и это прекрасное место будет называться «На Фоменках». Сегодня мы на поминках и... «На Фоменках». Петр Наумович, пусть будет легкой земля, которая тебя покроет. Ты — не победитель, потому что ни с кем не боролся, ты — создатель, творец. Браво!

— Шутили таким образом, — начинает неожиданно петь Юлий Ким, — «Вот проходит он на авансцену, вот, угрюм и сутул, он садится на стул...» (Артисты, знающие, о чем речь, поддерживая Кима, начинают смеяться.) Как узнал о его кончине, почувствовал себя инвалидом, у которого внезапно пропали костыли. И в этом ощущении пребываю до сих пор. Поэтому, хоть у меня и было время обдумать речь с большими выводами и обобщениями, так ни до чего и не додумался. У Петра Наумовича было много компаний, в которых он чувствовал себя уютно. Кто-то к нему обращался Петр Наумович, в театральной компании он шел под кличкой Фома, а для некоторых он был Петя... вот об этих некоторых и говорю. О своей «исторической состоятельности» Петя не задумывался никогда. Он постоянно производил идеи, до самых последних дней. Он задумал спектакль «Наше все». Стоит Пушкин на этом своем постаменте, к нему подходит молодой человек и говорит: «Разрешите представиться, Маяковский». Читал ему свое приношение. Но потом его отбрасывает другой несчастный — Есенин. А потом идет дама, отталкивает Есенина — это Цветаева. У Цветаевой Пушкина отнимает другая, царственная дама. Потом и Булат Шалвович отнимает, и... но тут приходит время возвращать Пушкина на пьедестал. И не находится человека, который мог бы это сделать. Тут Петя остановился в повествовании. А я продолжил — а тут появляется человек и говорит: «Дайте Пушкина мне!». Это Петр Фоменко.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру