С гораздо большим успехом они могли бы выступать против эвтаназии, к которой явно или скрыто склонялись герои фильма. В этот же день на фестивале прошли куда более значимые события для истинных гурманов. Классика и классики никогда не дают покоя устроителям фестивалей. Они украшают звездный Олимп и добавляют своеобразия любой программе. В Венеции показали «электрический стул» Бернардо Бертолуччи, пообщались с Питером Бруком, а чуть раньше удивили смелой трактовкой Льва Толстого.
Толстого осовременили
Британский режиссер Бернард Роуз завершил трилогию своих адаптаций сочинений Льва Толстого. У нас хорошо известна его экранизация «Анны Карениной» 1997 года с Софи Марсо в главной роли. Но это, как считает режиссер, отдельная строка в его творчестве. Трилогию же составили фильмы по «Смерти Ивана Ильича» (2000) и «Крейцеровой сонате» (2008), а также представленная в Венеции в конкурсной программе «Горизонты» картина «Boxing Day». Это — новая версия сочинения Льва Толстого 1895 года «Хозяин и работник». Все опусы Роуза переносят героев русского классика в современный Лос-Анджелес. Толстой, по ощущению постановщика, писатель, склонный к аллегории. Его Хозяин совсем не тот человек, каким сам себе представляется. И если в оригинале все случается на другой день после зимнего Николы, то у Роуза — после Рождества. Купец второй гильдии Брехунов, он же церковный староста, превратился в современного делового человека, работающего за компьютером, обремененного банковскими проблемами. А работник Никита адаптирован в шофера Ника. Хозяина сыграл великолепный актер Дэнни Хьюстон, уже работавший с Ройзом на «Карениной», где он перевоплотился в Стиву Облонского. Компанию ему составил Мюттью Джейкобс, прежде написавший для Роуза сценарий его самого первого фильма, а теперь дебютировавший в качестве актера. Купец и его работник ехали у Толстого в соседнее поместье покупать рощу да попали в метель, так что чуть не погибли. А спаслись, согревая друг друга телами, забыв о сословных предрассудках. После чего купец даже подверг анализу свои воззрения на жизнь. Осовремененные герои Толстого тоже собьются с пути в непогоду. В течение
Электрический стул Бертолуччи
Год назад в Венеции вручали почетного «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф последнему из могикан — итальянскому киноклассику Бернардо Бертолуччи, автору «Последнего танго в Париже». Теперь в секции венецианской классики показали документальный фильм «Электрический стул» Моники Стамбрини о том, как постаревший мэтр снимал последнюю по времени картину «Я и ты». Передвигается он на инвалидной коляске, но бодр и полон энтузиазма. Он элегантен и красив, несмотря на возраст. Наблюдать за выражением его лица — самое интересное. На съемочную площадку приходят его друзья — Ричард Гир, Дебра Вингер, Джероми Томас. Зритель попадает в святая святых мэтра, становится свидетелем того, как слагается его чувственный кинематограф. В финале Бертолуччи скажет, что пока работает — живет и уедет с мигающими красными огнями на своем инвалидном кресле.
Питер Брук потребовал лжи
Выдающийся театральный режиссер, гуру современного театра Питер Брук приехал в Венецию лично, чтобы представить документальный фильм своего сына Саймона Брука «Натянутый канат» и свой собственный фильм «Солги мне» о вьетнамской войне, снятый в конце
Светлана Хохрякова, Венеция.