Ночь Ким Ки Дука

Cамый загадочный кинорежиссер Южной Кореи вернулся туда, где не был семь лет

Пожалуй, самый знаменитый в мире корейский кинорежиссер Ким Ки Дук, и, как выяснилось, самый печальный, дав мастер-класс в Москве, растрогав всех исполнением грустной песни «Ариран», через четыре дня уже вернулся на свою родину. Он принял приглашение 17-го Бусанского международного кинофестиваля, на котором не был семь лет — поборол старые обиды. В родной стране Ким Ки Дука не особенно почитают. Считается, что он не отражает дух своей страны, не является продолжателем ее кинематографических традиций.

Cамый загадочный кинорежиссер Южной Кореи вернулся туда, где не был семь лет
Ким Ки Дук

Отшельник простил родину, а она — его

Именно такие объяснения довелось услышать в Бусане. Но международные успехи и недавний триумф на Венецианском кинофестивале с картиной «Пьета» пробили брешь. И вот Ким Ки Дука пригласили на встречу с публикой на пляж, где располагается одна из основных фестивальных точек Бусана и проходят встречи в рамках программы «Открытый разговор». Получается нечто вроде нашего телешоу «Сто вопросов к взрослому», поскольку собирается молодежь и много школьников, которых Ким Ки Дук умеет снимать, как никто другой. Они даже стали некой визитной карточкой Южной Кореи: видишь их на улицах Бусана и Сеула в школьной форме — тут же вспоминаешь фильмы Ким Ки Дука.

Устроили на фестивале и вечерний прием в честь режиссера, который назывался «Ночь Ким Ки Дука». Это ли не признание. К тому же его «Пьета» выдвигается Южной Кореей на «Оскара». Сам Ким Ки Дук — в сущности еще молодой мужчина, ему чуть больше 40, а выглядит он, как престарелый отшельник, когда появляется в традиционном корейском костюме и с хвостиком на голове в публичных местах. Вот к чему приводят муки творчества. В отличие от его отчаянного исполнения знаменитой корейской песни «Ариран» в Москве, на фестивале в Бусане она звучала бравурно — в современных аранжировках. Ее можно было услышать и в некоторых корейских фильмах, сильно отличающихся от того, что делает Ким Ки Дук.

Рисовые страсти

Где-то за неделю до открытия Бусанского кинофестиваля, прошел киносмотр в столице Северной Кореи — Пхеньяне. Он имеет ту же аббревиатуру PIFF, какую совсем недавно использовали южнокорейские коллеги. Два PIFFA да еще по соседству — это уж слишком. Наверняка одной из причин переименования Пусанского фестиваля в Бусанский (BIFF) стало не только современное название города (Бусан вместо Пусана), но и желание не дублировать друг друга. Кстати, в программе Пхеньяна участвовал фильм Карена Шахназарова «Белый тигр». Было и еще одно совпадение — и на севере, и на юге показали северокорейскую картину «Товарищ Ким хочет летать», созданную в копродукции с Бельгией и Великобританией. Такое сотрудничество — беспрецедентный факт для Северной Кореи. 28-летняя героиня — молодая по европейским меркам и отнюдь не юная, согласно корейским представлениям, — становится воздушной гимнасткой. Благодаря упорству и труду она из передовика производства переквалифицировалась в артистки цирка. Сыграла товарища Ким профессиональная акробатка. Северная Корея предстает на экране идеальной страной. Счастливые и нарядные люди гуляют в парках, плывут в лодках по сказочным прудам. В обеденный перерыв рабочие культурно проводят досуг, участвуя в состязаниях, общаются в красном уголке, а главная героиня жонглирует яблоками. Идеологический налет придает этой картине неповторимое очарование, отсылает к старым советским фильмам.

В одном из фестивальных залов перед каждым показом напоминали, что нельзя пользоваться мобильным телефоном во время сеанса, а также сидеть нога за ногу. Корейцы вообще делают только то, что полезно. Может быть, поэтому они чистят зубы бамбуковой пастой, пьют картофельный чай и рисовое вино, едят пирожные из рисовой муки со сладкой бобовой начинкой. Собственно рис тут всему голова. Ри с — корейский хлеб. На фестивале, в ретроспективной программе, показали черно-белый фильм «Рис», снятый в 1963 году. Его режиссер Син Сан Ок, имеющий титул «Принца корейского кино», в конце 70-х был похищен спецслужбами Северной Кореи. На него накинули мешок и увезли, чтобы он поднимал кинематограф северного соседа. Там он провел несколько лет. Пытался бежать, был осужден на пять лет, но все же вырвался в США, где и прожил под чужим именем еще 20 лет. Есть, правда, и другие толкования его в драматической судьбы. «Рис» сделан подобно советским картинам с Мариной Ладыниной, и смотрится сегодня трогательно.

«Кровать» — как смысл жизни

В современной Корее снимают совсем не целомудренные фильмы. По разряду гала-премьер проходила картина «Кровать» Пака Чул Су. Режиссер руководствовался постулатом, выведенным еще Бальзаком: удел человека — кровать, на ней он рождается, любит и умирает. В корейском варианте мы не увидели только родов, но любили в постели откровенно и очень смело, умирали эффектно, как возможно только в кино. А все дело в мужчине средних лет, познавшем на этом ложе минуты счастья с любовницей, мучившегося с нежеланной женой. Жизнь его зашла в тупик и закончилась кровавыми следами на простынях.

Находясь на Бусанском фестивале, совсем не хочется тратить время на европейское и американское кино. Тут собирается отличная коллекция азиатских фильмов, многие из которых потом не поймаешь. «Холодное цветение» японского режиссера Фунахаси Ацуси рассказывает о драматических событиях в депрессивном городке, принявшем удар цунами. А тут еще в результате трагического стечения обстоятельств погибает молодой рабочий небольшого предприятия, на котором как роботы трудятся люди. Девушка покойного влюбляется в невольного виновника трагедии. Но поступит она, как истинная представительница своего народа, — предпочтет возникшему чувству разлуку с новым возлюбленным. Китайский «Крематор» Пен Тао прямо отсылает к «Кочегару» Алексея Балабанова. Здесь герой тоже сжигает в топке трупы, тем самым помогая кому-то замести следы. Жизнь его трагична и одинока. Его подруга, работница свалки, замужем. Так что некому даже проводить его в последний путь, кроме случайной знакомой, приехавшей в эти края искать пропавшую сестру.

Одна из самых сильных картин — документальные «Три сестры» (Франция-Гонконг-Китай) Ван Бина, уже отмеченная наградой Венеции. Снята она в китайском захолустье, где с трудом выживают взрослые, а с ними и три маленькие девочки. С малолетства они пасут скот, страдают от вшей и скудной еды. Два с половиной часа совсем не скучно наблюдать за этими крохами, на долю которых выпала не сулящая ничего хорошего жизнь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру