Блуждающий театр Клима

В Театральном центре имени Мейерхольда прошел юбилейный вечер Владимира Клименко

«Художник — это человек, говорящий поперек», — уверен  режиссер и драматург Владимир Клименко, в театральных кругах больше известный как Клим. Он так и делает: разрушает законы пространства и времени, не любит аплодисменты и нечасто соглашается на интервью. Тем не менее публика Клима ценит — он стал первым лауреатом «Золотой маски» в номинации «Новация». Вечер под названием «Реконструкция блуждающего театра» режиссер посвятил юбилею. Какому? Предпочел не пояснять.

В Театральном центре имени Мейерхольда прошел юбилейный вечер Владимира Клименко

В Зеленом фойе Театрального центра имени Мейерхольда не протолкнуться — кажется, сюда пожаловал весь театральный бомонд. Режиссер Евгений Каменькович о чем-то спорит с театральным критиком Алексеем Барташевичем, актер Дмитрий Брусникин прогуливается с фотографом Андреем Топуновым. А сам юбиляр готов заключить в объятия не то что гостей — весь мир. Едва оказавшись у микрофона, начинает своим фирменным певучим голосом рассказывать о самом важном.

Клим:

— Понимаете, театр — это время. Ты попадаешь в определенное время, и оно начинает тебя творить. Это воздух времени, это люди, которые вокруг тебя, это стечение обстоятельств... Время великих надежд и великих утопий. Я служил утопии и надеюсь, что продолжаю служить.

Служить театру Клим начал по окончании режиссерского факультета ГИТИСа (курс Васильева и Эфроса) — в творческих мастерских при Союзе театральных деятелей. Затем создал свою знаменитую лабораторию в подвале в Среднем Каретном переулке, которая получила негласное название «Блуждающий театр». Этому периоду посвящена фотовыставка «Мгновение Клима», которая расположилась в Зеленом фойе Центра имени Мейерхольда. Автор работ — фотограф Ольга Чумаченко. В начале 90-х она пришла на один из спектаклей лаборатории. Тогда и решила сделать серию снимков с открытых репетиций «Ревизора», «Гамлета», «Персов». На черно-белой зернистой пленке оживает «волшебная комната» со столбом посередине, вокруг которого витийствуют «пророки нового театра». Есть здесь и портреты самого Клима. Вот Клим стоит под дождем, а ветки деревьев над его головой складываются в причудливые узоры.

— Мы сидели с друзьями в кафе, и я увидела, что мимо по улице проходит Клим. Тогда я сделала фотографию «Клим за окном», но самое интересное началось, когда я начала проявлять снимок. На фотографии ветки образовали слово «жизнь». Это было удивительно, — рассказывает фотограф Ольга Чумаченко.

Еще один подарок юбиляру — издание «Клим. Ожидание в 3 книгах». Правда, пока в свет вышли всего две. Первую составили статьи, посвященные Климу. Их написали известные театроведы: Алена Карась, Ирина Кулик, Михаил Смоляницкий, Алексей Бартошевич. Вторая — издание пьесы Клима «Димитриус». А в третьей планируют поместить климовскую интерпретацию «Анны Карениной».

Кульминацией вечера стало выступление девяти воспитанников режиссера, среди которых: Алексей Багдасаров, Наталья Ганзюк, Оксана Мысина, Андрей Випулис. Из темноты сцены поочередно выступают фигуры, читают отрывки из пьес Клима и, словно дервиши, кружатся в магическом танце. А над их головами светящееся пятно экрана — съемка 80-х, Клим в широкополой шляпе и пальто нараспашку самозабвенно кружится на осенних московских бульварах. Странный и трогательный то ли спектакль, то ли ритуал, а может быть, просто попытка реконструировать «Блуждающий театр» Клима, чтобы окунуться в плавное течение вечности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру