Денис Мацуев: "Специальные музыкальные школы никто не тронет"

Знаменитый пианист рассказал "МК", что хочет построить школу в Иркутске и основать конкурс в Астане

В четверг в Минкульте обсуждалась концепция Детских школ искусств. Сегодня нелепые образовательные реформы и тенденция всё на свете со всем сливать угрожают порушить уникальную многоступенчатую систему музыкального образования, о чем большие музыканты не устают заявлять громогласно. Дениса Мацуева (обычно ведет рабочие группы в Минкульте) при его утопической занятости (215 концертах в год) уже комплиментарно окрестили «главным отвечающим за музыку»:

Знаменитый пианист рассказал "МК", что хочет построить школу в Иркутске и основать конкурс в Астане

— Для меня тема музобразования — самая важная и щекотливая, — говорит Денис «МК», — просто нужно понять, чем грозят обществу всевозможные слияния: мы низведем нашу педагогическую и исполнительскую школу до уровня ПТУ. А то и самодеятельности... Ну нельзя музшколы сливать с кружками или другими формами досуга (как то предполагают иные проекты Детских школ искусств, — Я.С.). Тем более сокращать школы или упрощать в них программы! Результата не будет — того числа крупных музыкантов, которые рождаются каждый год...

— Власть главного не понимает: что горстка «элитных» талантов из ЦМШ появляются не сама по себе, а из тысяч просто умеющих играть на фортепиано или скрипке детишек, никуда не деться без «подлеска» и «подшерстка»...

— Вот именно. Причем, эти тысячи детишек собираются со всей страны. Какая стратегия действий? Мы, члены Общественного совета при Минкульте сейчас разрабатываем конкретные предложение министру культуры, а тот их будет предлагать в Думу... Самое главное, что нам удалось до конца года, — специальные музыкальные школы никто не тронет. То есть они продолжат заниматься по прежним программам, никаких пяти уроков математики при двух уроках специальности не назначат! И поступление останется на конкурсной основе...

— Хотя бы эти школы отстояли.

— А вы не представляете, насколько это всё сложно! Сколько инстанций надо пройти... Поэтому всякий известный музыкант должен кричать о проблемах образования на каждом углу. Теперь головной болью остаются обычные музыкальные школы. Надо четко разработать методику, понять — могут ли они сами менять эту методику.

— Хотели для привилегированных школ, вроде ЦМШ, добиться статуса «национального достояния»?

— Отчасти это получилось, ведь элитные школы не подчиняются новым образовательным стандартам. Меня тревожит другое: страна наша необъятна, а последняя из серьезных музыкальных школ находится в Новосибирске. Ни на Дальнем Востоке, ни в моем родном Иркутске подобных школ нет. Так вот у меня есть идея создать школу, наподобие ЦМШ, у себя в Иркутске. Построить новое здание, купить абсолютно новый инструментарий, пригласить команду классных педагогов. И не только местных, но и приезжих; а может даже иностранцев, почему нет? До революции у нас преподавали игру на духовых те же французы, австрийцы, голландцы... Сегодня классных духовиков — вообще по пальцам пересчитать, огромная проблема. Так что школа нужна, но она не может быть сама по себе — лишь при вузе, но консерватории в Иркутске тоже пока нет...

— Вы уж и на консерваторию замахнулись!

— Почему нет? Надо бороться за музыкальное просвещение, вон, посмотрите, как тот же Казахстан заинтересован в пропаганде классической музыки: впервые, в мае 2013-го я проведу свой пианистический конкурс в Астане, будут три группы участников от 12 до 18 лет, беспрецедентные премии от 4 до 8 тысяч евро... И в жюри, простите, будут сидеть играющие звезды мировой величины, а не просто «члены жюри».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру