Я такая же была, мечтала уехать строить Донбасс, да мама не пустила! - радостно щебечет пожилая смотрительница центра «Рабочий и колхозница» Антонина. Ее улыбка такая же широкая, как и у ее ровесников, молодых рабочих, изображенных на фото 1950-х. Все снимки фоторепортеров «Огонька» показываются по два — так становится ясно, что идеальный портрет трудовика получался не с первого щелка затвора фотоаппарата. То черные зубы колхозниц не к месту проскользнут в кадре, то своенравный котенок убежит из рук хозяйственника, а рабочий получится уж слишком серьезным... Но большинство лиц с обложки, конечно же, счастливые. Были ли на самом деле так довольны эти люди?
- Мы чувствовали себя частью чего-то большого и значительного. Конечно, жизнь была непростой, ведь, например, паспортов у многих не было в 50-е, зато была уверенность, что все это не зря, - отвечает смотрительница Антонина.
Среди фотографий эпохи отдельно стоит серия 1930-х фотографа Вадима Ковригина. Его черно-белые портреты стахановцев на рабочем месте — образец соцреалистического пафоса. Удивляет в них завораживающий фон, как-будто написанный кистью импрессиониста. А в детальных фотографиях труб и станков читается лексика модернистов.
Нетривиальность чувствуется и в зале живописи, где выставлены работы фондов РОСИЗО. Большинство авторов не стали знаменитыми. Зато в их живописи можно найти отголоски тех же импрессионистов (картина Николая Глущенко «Мартеновский цех. Донбасс» (1938) или даже неожиданную связь с американским художником-урбанистом Эдвардом Хоппером (картина Виктора Пинегина «Московский велозавод» (1936-37)). Малоизвестные полотна разбавляют известные — одно из них, частный гость международных площадок, - живописный пейзаж Дмитрия Налбандяна «Ереван строится» (1972).
Я специально выбирала для выставки и хрестоматийные вещи, и «не заезженные», - рассказывает «МК» куратор выставки, директор выставочного объединения «Манеж» (куда входит в момумент-музей «Рабочий и колхозница», Марина Лошак. - Если вы придете в Третьяковскую гарелею, то найдете там лучшие образцы соцреализма, но они какие-то холодные. Здесь же мы показываем не самые известные вещи, но теплые, живые. Художники, загнанные системой в узкие стилевые рамки, искали формы самовыражения, получалось иногда очень трогательно и иногда неожиданно.
Следующую премьеру в «Рабочем и колхознице» готовят к 8 марта — так отметят столетие женского дня в России. А осенью обещают удивить большой ретроспективой Веры Мухиной.