Как поднять настроение Норштейну?

На анимационном фестивале в Суздале победил «Бессмертный»

04.03.2013 в 13:59, просмотров: 2584

В воскресенье вечером завершился 18-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. Это главное событие года в отечественной мультипликации. В состав жюри входило на удивление много людей со стороны, признанных в большом кино, – режиссер Борис Хлебников, композитор и известный питерский оппозиционер Александр Маноцков, а также писатель Марина Москвина. Гран-при они присудили фильму Михаила Алдашина «Бессмертный».

Как поднять настроение Норштейну?
Фильм Алдашина "Бессмертный".

Михаил Алдашин, ставший главным победителем Суздаля, давно не снимал свое, отдельное кино, хотя много помогал коллегам, постоянно генерировал идеи. Так бывает с серьезными творцами. Не всегда приходит вдохновение, а без него работа теряет смысл, порождая страх сделать что-то не то. А рисковать не хочется. Фильм «Бессмертный» он снимал в рамках популярного, но слегка утратившего былые позиции цикла «Гора самоцветов». Зато это возможность создавать авторское кино под видом сериала, на который выделяются государственные деньги. Алдашин взял горскую легенду или, как сказал сам, еврейско-дагестанский фольклор о том, как человек шел туда, где никто не умирает и нашел страну бессмертия. Жил там счастливо, нашел жену, но потянуло его в родные края. Только все его родственники и соседи давно умерли, и ему самому пришлось отправиться на небеса. Загробная, потусторонняя тематика на этот раз была представлена, как никогда богато. Ей был посвящен целый блок фильмом, вызвавший слезы у детской аудитории.

Жюри пошло по пути награждения мастеров в основных номинациях. За лучшую режиссуру отметило Ивана Максимова и его «Мост в нужную сторону», сделанный в фирменном и легко узнаваемом стиле этого талантливого человека, который копируют десятки его юных учениц. Правда, он разделил награду со Степаном Бирюковым и его пластилиновой анимацией «Подарки черного ворона» из цикла «Гора самоцветов». За драматургию спецпризом наградили «Булочку и птичку» талантливой Инги Коржневой, которой на этот раз жесткой драматургии, как раз и не доставало. А какой бы мог получиться тонкий ностальгический фильм-посвящение собственной бабушке. «Лучший фильм для детей» - рисованный «Моя мама – самолет» Юлии Ароновой. Это уже молодая кагорта. В дебютах лидировали «Друзья» Романа Соколова, не растратившего свой дар на сериале «Смешарики».

Кадр из фильма "Снежинка"

Впервые на фестивале сформировали отдельное жюри, отвечавшее за так называемое коммерческое кино (смешное определение в российских реалиях), из сотрудников телеканалов и прокатных компаний, которые собственно и доводят весь этот продукт до зрителя. Тут заслуженно победил полнометражный «Иван Царевич Серый Волк» Владимира Торопчина, а среди сериалов, поразивших запредельным уровнем и безвкусицей, «Малышка на миллион» Екатерины Савчук (сериал «Пинкод»).

Гильдия киноведов и кинокритиков наградила пятиминутную «Снежинку» молодого режиссера Натальи Чернышовой, выпускницы Уральской архитектурно-художественной академии, которая сейчас учится в Париже. После показа ее картины об африканском мальчике, которому пришло от друга письмо со снежинкой внутри, после чего начался едва ли не ледниковый период в жаркой стране, даже классики заговорили о том, что «Снежинка» - само совершенство. Взрослые и опытные режиссеры смело признавались в том, что они так не смогли бы и вообще, зачем Наталья поехала учиться во Францию, она и так уже все умеет. А Юрий Норштейн заметно повеселел, увидев столь превосходный художественный результат, фильм способствовал подъему его настроения. Умение радоваться за коллег – прекрасная черта анимационного содружества. «Снежинку» отметили призом им. Александра Татарского. Она победила и в рейтинге, где лучших называли все гости и участники фестиваля. Так что Наталье Чернышовой быть на следующий год президентом анимационного смотра в Суздале.

Программа в целом была пестрой и, пожалуй, по-настоящему серьезного и талантливого кино в ней было не так уж и много. Притом, что его авторы пытались поговорить о главном: глухоте и немоте современного мира, к чему приводит обида, если копить ее в себе («Обида» Анны Будановой отмечена жюри за лучший мультипликат). Был даже фильм об Иверской иконе и стратегии поражения, о пионерах, предающих родных («Свет неугасимый» Натальи Федченко). Сюжеты рождаются иногда самым невероятным образом. Прекрасный и тонкий мастер Алексей Демин нашел в подъезде книжку Давида Дара, написанную сорок лет назад, и сделал по ней фильм «Тише, бабушка спит» о том, что стало с понятием «воспитанный город» и человеком, живущем в нем.

На этот раз много было самых разнообразных событий помимо показа фильмов – разговоров об особенностях профессии, например о создании анимационной куклы. Детей, которые приезжают на фестиваль со своими родителями-мультипликаторами, обучали азам этой профессии в специальной комнате. Они катали, лепили, рисовали своих трогательных персонажей и даже вселяли в них жизнь. Сын Бориса Хлебникова Макар тоже дебютировал как юный режиссер. Историки кино пытались реконструировать «пропавшие» и «погибшие» фильмы. Особенно запомнилась презентация freezlight – рисование светом. Отправляешься куда-нибудь в лес поздней ночью, берешь фонарик, рисуешь им в воздухе, тебя снимают на камеру, а потом на экране появляется нечто особенное. Кажется, что легко и просто, а ничего не получается, если ты не профессионал.