Монологи тридцатилетнего подростка

Вышла книга Александра Снегирева «Чувство вины»

04.03.2013 в 20:29, просмотров: 4975

Проза Александра Снегирева, одного из авторов-публицистов "МК", нетипична для продукции, обыкновенно выходящей под лейблом «современная российская проза». Как правило, такая проза тяжела и утомительна, - бредешь по тексту словно впрягшись в борону. Снегирев же пишет легко и куражисто: вообще, кураж, драйв – отличительные особенности снегиревской прозы.

Монологи тридцатилетнего подростка
Александр Снегирев

Новая книга – сборник рассказов, общим числом семь. Открывается он с одного из, на мой взгляд, важнейших его текстов – «Внутренний враг». Это история о молодом городском интеллигенте, «креакле», внезапно узнающем себя в своем деде, убежденном сталинисте, долгие годы служившем в НКВД, – очень точный диагноз нашему обществу, до сих пор пребывающему в состоянии безумного лихорадочного спора с элементами войны, по поводу личности умершего уже довольно давно усатого дядечки.

Главный герой почти всех текстов – этот самый городской интеллигент за тридцать, как правило, несколько растерянный, с очевидными признаками наступающего кризиса среднего возраста. Показателен в этом смысле герой заглавного рассказа – «Чувство вины», неудачливый 35-летний художник, который находится, по собственным ощущениям, между двумя периодами жизни, первый – «в котором ждешь счастливого будущего», второй – «в котором жалеешь об упущенных возможностях». В рассказе «Моя борьба» герой заявляет: «В моём возрасте Христос уже вдоволь нараспространялся экстремистских идей, увлёк за собой шлюх и два года как воскрес!. А я до сих пор не то что воскреснуть – умереть не пытался». Для самого Снегирева, которому недавно исполнилось 33, эта мысль не праздная.

Лирический герой, путешествующий из рассказа в рассказ, тоскует по безвозвратно ушедшему; мысли его в основном занимают думы о смерти, о вере, о патриотизме, родителях, детях, о судьбе; но при этом он полон азарта и сил, мальчишеского задора и подростковой одержимости противоположным полом. Таков и авторский почерк: с одинаковым смаком и тем самым «драйвом» Снегирев описывает нравственные и идеологические метания и, например, сцену секса героя с бывшей одноклассницей в туалете ресторана. Все становится предметом глубоких рефлексий, и то, и другое в равной степени будоражит авторское воображение.

Рукой легкой и ироничной Снегирев проходится по самым разным темам: тут тебе и Священное писание, и вера, и болезнь, и смерть, и громкие общественные скандалы последнего года - вокруг Сталина и Pussy Riot. Обо всем – с лукавым прищуром и мимоходом. Как гирями, жонглирует он этими тяжеловесными темами, продолжая бесконечный монолог тридцатилетнего подростка, бесконечно отвечающего на единственный имеющий значение вопрос, – «ради чего я живу»? Автор ищет ответ повсюду: в Библии, в старых фотографиях дедушки и под юбкой бывшей одноклассницы. Находит ли? Судить читателю. Во всяком случае, в компании со Снегиревыми его по-настоящему интересно искать.

Книга «Чувство вины» - пятая по счету у Александра Снегирева. Автор - лауреат премий "Дебют", Венец, его роман «Нефтяная венера» вошел в шорт-лист премии Национальный бестселлер.