Одна Одиссея на четверых

Новую выставку малотиражной графики представил проект «Книга художника» в Манеже

Проект «Книга художника», который последние полгода базируется в Манеже, представил новую оригинальную выставку малотиражной графики. На ней зритель найдет иллюстрации четырех знаменитых художников к одному и тому же произведению — легендарной поэме Гомера «Одиссея». Разницу восприятия древнегреческого сюжета Анри Матиссом, Марком Шагалом, Андре Массоном и Хансом Эрни оценил «МК».

Новую выставку малотиражной графики представил проект «Книга художника» в Манеже

Манеж работает на износ — художественные премьеры здесь случаются чуть ли не каждый день. Одна из самых заметных и оригинальных — открытие очередной «Книги художника», включающей в себя четыре графические серии очень разных авторов — Анри Матисса, Марка Шагала, Андре Массона и Ханса Эрни. У каждого из этих художников, давно получивших заслуженное мировое признание, — собственный стиль, разницу между ними особенно легко почувствовать, рассматривая иллюстрации на один сюжет.

Выставку малотиражной графики представил проект «Книга художника» в Манеже

Выставку малотиражной графики представил проект «Книга художника» в Манеже

Смотрите фотогалерею по теме

Шагал открывает галерею Одиссеев — его рука угадывается с первого взгляда. Позитивистские яркие литографии Шагала переносят зрителя в мир сказочных чудищ и героев, где Сизифу светит зеленое солнце, а Циклоп улыбается, даже когда на него нападают люди Одиссея. Художник сделал 43 литографии, при этом использовал до двадцати слоев краски в каждой иллюстрации. Красочный мир в исполнении Шагала далек от графики на тот же сюжет в исполнении Ханса Эрни, старейшего и самого известного ныне живущего швейцарского художника (ему сейчас 104 года). Полвека назад Эрни создал 111 литографий «Одиссеи»: рисунки выполнены в сдержанных цветах, фигуры нанесены легко, одним движением, все герои обнажены и напоминают классические античные статуи.

Версии «Одиссеи» французов Матисса и Массона во многом созвучны: обе серии пропитаны идеями модернизма. На первый взгляд абстрактные работы, тяготеющие к экспрессии, содержат вполне конкретные образы. Когда вглядываешься в запутанные белые линии Массона на однотонном фоне, вырисовывается вполне конкретный герой: печальный Циклоп, сирены, сплетенные воедино с морской пучиной, троянский конь, облепленный малюсенькими солдатиками... Черно-белые чудовища, герои и боги Матисса вообще не имеют лиц — это скорее ожившие абстрактные фигуры, сплетенные в экстазе или схватке. Матисс в своей серии уходит от ярких красок, характерных для страстной живописи фовистов (лидером которых был Анри), зато остается верен упрощенным формам этого стиля.

Матисс, кстати, должен был сделать иллюстрации совсем не к «Одиссее», а к «Улиссу» Джеймса Джойса. Художник книгу не читал. Но знал, что произведение имеет сильные связи с древнегреческой поэмой, поэтому сделал шесть офортов по Гомеру. Когда Джойс подписывал свежеотпечатанные экземпляры книг, не сразу заметил, что иллюстрации не соотносятся с его романом. А увидев это, пришел в ярость. Так что существует только двести экземпляров этой книги, подписанные и Матиссом, и Джойсом. Они представляют серьезный интерес для коллекционеров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру