Вождя революции посадили на колеса

Товарищ Ленин оказался увековечен при помощи металлолома

21.04.2013 в 20:56, просмотров: 2570

Вот и снова Владимир Ильич родился — уже в 143-й раз. И по случаю такого события позвольте «датский» вопрос: сколько всего в СССР было создано и установлено памятников Ленину? Задачка действительно на засыпку. Но понятно по крайней мере, что счет идет на десятки, а то и на сотни тысяч. Среди этих легионов Ильичей — бронзовых, мраморных, бетонных, гипсовых, с кепкой и без кепки — есть один ну очень эксклюзивный.

Мало того что это одно из самых первых по времени скульптурных изображений «вождя пролетариата», это еще и единственный в мире памятник Ленину «на колесном ходу».

Вождя революции посадили на колеса
фото: Геннадий Черкасов

Если пренебречь масштабом, может показаться, что перед нами фотография какой-то детской игрушки. Однако все по-настоящему: фигура «самого человечного человека» лишь немногим меньше натуры, а опирается она на конструкцию, в которой использованы колеса и куски механизмов, взятых из старых вагонов и локомотивов.

Чудо-монумент уже долгие годы стоит чуть ли не в самом центре столицы, неподалеку от Ленинградского вокзала, однако видели его лишь немногие: этот монументальный Ильич со всех сторон загорожен зданиями локомотивного депо станции Москва Октябрьской железной дороги.

Почему «дедушку Ленина» водрузили на столь необычный постамент? Об этом корреспондент «МК» узнал от знатоков железнодорожной старины.

Осенью 1925 г. в паровозных мастерских Пятого участка тяги состоялось очередное партсобрание. На нем было высказано предложение: в честь предстоящей восьмой годовщины Октябрьской революции поставить на производственной территории памятник Ленину.

Поскольку времени до красной даты календаря оставалось совсем немного, железнодорожное начальство решило передать «паровозных дел мастерам» скульптуру вождя, украшающую вестибюль Ленинградского вокзала (на освободившемся месте позднее установили более монументальное изваяние Владимира Ильича). Вот так небольшая фигура, изготовленная из гипса в мастерской известного скульптора Меркурова, перекочевала в нынешнее локомотивное депо.

Суперконструктивистский проект постамента для ленинского памятника разработал сам начальник Пятого участка тяги Яковлев. Получилось очень необычное сооружение из сваренных друг с другом паровозных шатунов, кулис, реверсов, червячных передач, опирающееся на четыре колеса от старого списанного тендера.

«Ильич на колесном ходу» до сих пор неплохо сохранился, хоть он и гипсовый (лишь снаружи скульптура тонирована под бронзу). А его пьедестал вызывает неподдельный интерес у наших и зарубежных поклонников старинной железнодорожной техники. Однажды, например, британские любители паровозов, которых привели на экскурсию в местный музей, даже предлагали дать деньги на постройку внушительного гранитного постамента для этого памятника, прося взамен отдать им старинные кованые колеса, на которых сейчас установлена вся конструкция. Однако предложение англичан не нашло отклика у путейцев. Ведь Лениных, стоящих на каменных постаментах, много, а вот Владимир Ильич «на колесах» — один!