Дело – «Труба»

Российский документальный фильм победил в Карловых Варах

В Карловых Варах завершился 48-й Международный кинофестиваль. В отличие от предыдущего года, когда нашего кино там просто не было, сейчас оно присутствовало во всех основных программах. Более того, фильм Виталия Манского «Труба» получил главный приз в секции документального кино.

Российский документальный фильм победил в Карловых Варах

Кроме «Трубы», в основном конкурсе Россию представлял «Стыд» Юсупа Разыкова, а лента дебютантов Меркуловой и Чупова «Интимные места» боролась за приз конкурса «На восток от Запада».

Такое обильное присутствие позволило лишний раз убедиться в том, что фильмы по-разному живут в разных фестивальных контекстах. Скажем, «Интимные места», обворожившие всех в Сочи, в Западной Чехии никакого восторга не вызвали. Смелая по мысли, но довольно средняя по художественному воплощению картина не получила не только призов, но и резонанса. Мировое киносообщество, конечно, сокрушается, читая о триумфальном шествии мракобесия по российским просторам, но для того, чтобы лента, этому противостоящая, была награждена, нужна не только отвага хорошей актрисы Юлии Ауг и ее молодого коллеги Юрия Колокольникова. Да и смелости молодых постановщиков оказалось достаточно только для того, чтобы ленту позвали во второй по значению конкурс фестиваля, но для приза (он в этом конкурсе один) и даже для специального упоминания жюри требовалось большее: четкая жанровая выстроенность, легкость, изящество. И поменьше угрюмой утяжеленности.

Польские «Плывущие небоскребы», выигравшие конкурс «На восток от Запада», столь же смелы, но несравненно более художественны. Классический сюжет традиционной мелодрамы переосмыслен молодым режиссером Васиковским в четко выдержанном жанре современной городской трагедии. Это история двух парней – гея и его нового знакомого, до поры уверенного в своей гетеросексуальности. Все персонажи картины обречены. Уже в начале мы, зрители, понимаем, чем все закончится и именно это понимание держит нас в напряжении, заставляя переживать и сострадать всем. Несчастному гомосексуалисту, которого забьют до смерти поборники всесокрушающей нравственности. Его последнему возлюбленному, поразившемуся произошедшей с ним трансформации. Девчонке, искренне любящей героя. Она выходит победительницей в схватке за милого. Он бросит соперника, создаст семью с беременной подругой. Только вот любить ее уже не будет…

Приглашение «Стыда» Юсупа Разыкова в основной конкурс Карловых Вар было замечательно и потому, что лента этого достойна, и потому, что с ней, как раз, несправедливо обошлись в Сочи, абсолютно не заметив. «Кинотавру», видимо, не хватило в «Стыде» того, за что хвалили «Интимные места» - злободневности. История несчастных жен военных моряков, гибнущих в пучине, рассказана нашим знаменитым режиссером и драматургом как-то тихо. Вместо обличительных речей и прочей публицистики в картине присутствует то, что и должно быть в произведении кинематографического искусства. Удивительные северные пейзажи чаруют и пугают одновременно. Точно подмеченные детали тяжелой жизни, почти лишенной элементарных удобств, наполняют зрительские сердца тоской и жалостью. А фраза о том, что нам нужна война – мирной жизнью мы жить не можем, достойна того, чтобы войти в золотой фонд отечественной кинодраматургии.

В Карловых Варах лента получила приз ФИПРЕССИ, что очень хорошо. Ведь награда Международной федерации кинокритиков традиционно считается самой честной и неангажированной. Это хорошо еще и на фоне призов, розданных основным жюри.

Разумеется, вне всякой конкуренции была лента венгра Януша Саса «Толстая тетрадь». Пожалуй, со времен «Иванова детства» европейское кино не знало такого сильного художественного высказывания на тему «ребенок и война». История двух замечательных, трогательных 12-летних мальчишек, отосланных родителями в 1944 году в деревню к бабке, дабы переждать войну, превращается в драму их превращения в маленьких зверьков, стремящихся выжить во что бы то ни стало, теряющих не облик человеческий – душу. Страшная, мощная лента заставляет вспомнить не только Тарковского, но и классические венгерские картины Миклоша Янчо, Иштвана Сабо, Андраша Ковача, Золтана Фабри… Возвращает давно похороненную надежду на возрождение великого венгерского кино. Главный приз «Хрустальный Глобус» Сасу был ожидаем и более, чем заслужен.

Но остальные награды!.. Неряшливое исландское хоум-видео «ХL»… В высшей степени средняя лента «чешского Фассбиндера» Яна Гржебейка «Медовый месяц», только недавно выпустившего, наоборот, очень хорошую экранизацию фассбиндеровской драмы «Помойка, город, смерть». Несообразная псевдоисторическая британская белиберда «Поле Англии»… Все эти картины вместе и каждая в отдельности – хуже «Стыда» и стыдно было на церемонии закрытия слушать об их награждении! Особо грустным был тот факт, что призы получили фильмы тех стран, представители которых заседали в жюри.

Впрочем, про то, как на кинофестивалях порой вручают призы, можно написать не один десяток страниц. Но иногда случаются исключения из правил и награждаются действительно лучшие картины. В Карловых Варах в 2013 году сия удивительность произошла дважды. Помимо «Хрустального Глобуса» Янушу Сасу, в документальном конкурсе главный приз по разделу картин, длящихся дольше тридцати минут, получила уже известная нам «Труба» Виталия Манского.

В двухчасовой ленте режиссер не просто исследует жизнь тех, кто живет за счет газовой трубы, проложенной из Сибири в Европу. Не только показывает эту жизнь нам, предоставляя самим делать этические и публицистические выводы. В «Трубе» документализм доходит до абсолюта и обращается вдруг — не в игровое кино, нет. Просто – в Искусство, которое не делится на виды, подвиды. Которое является зеркалом, глядя в которое мы лучше и точнее понимаем жизнь.

Фильм Манского является исключением еще из одного правила. Он – одинаково интересно и успешно существует в разных фестивальных контекстах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру