Дочь Церетели затянула пространство паутиной

В галерее «Файн Арт» пора навести порядок

15.07.2013 в 20:55, просмотров: 3369

Да и паутина какая-то странная. Разноцветная и искусно прорисованная… Да это и не паутина вовсе, а филигранный узор. Просто он как паучья сетка окутывает все пространство галереи. Кажется, нет ни одного темного уголка, незатронутого кропотливыми действиями «паучьих лапок» Лики Церетели, интересной художницы.

Дочь Церетели затянула пространство паутиной

- Пускай каждый придумает себе название для того, что он увидит - мы оставляем простор для фантазии зрителей и посетителей, - говорит Любовь Евдокимова, начальник управления по выставочной деятельности Российской академии художеств, отвечая на наш вопрос о таком незатейливом «заголовке» экспозиции. - В общем-то, когда мы отдаем на выставки какие-то графические работы Лики, то они у нее обычно тоже числятся без названия — стоит только год создания. Да и жанр, в котором она работает, идентифицировать сложно. Это не просто графика, не просто прикладное искусство: здесь проходит граница многих видов искусства.

Действительно, смотря на разрисованные стены, так сразу и не скажешь, с каким проявлением современного искусства столкнулся на этот раз. В своей работе Лика Зурабовна Церетели использует объекты «ready-made», которые прошли через ее руки. Это, в основном, вещи на выброс: картонные упаковки и различные коробочки, оберточная бумага, рекламные листовки… Они уже прожили свою практическую жизнь, но здесь, в галерее, они возрождаются словно феникс из пепла. Выставка «Без названия» - второй проект Лики Церетели в Галерее «Файн Арт», а первый – «Личное пространство» - состоялся еще в 2010 г.

Ирина Филатова, куратор галереи «Файн Арт»:

- Инсталляция действительно тотальная. В ней задействованы даже стены, а на козырьке у входа находится большой куб величиной метр на метр. Лика использует готовые предметы как «носители» для будущих художественных произведений и уничтожает пустоту, придавая ей цвет и заполняя ее узорчатым рисунком. Узорчатость – основной принцип построения ее рисунков, орнамент – «тело» рисунка, а не вспомогательное средство, ее индивидуальный язык визуализации образа. Рисунок, возникая на новом «носителе», заселяет его собой, как новую планету, создавая свой особый микрокосмос, свою среду обитания. Миры объектов множатся, собираются в конгломерации и вселенные, складываются в инсталляции и живут далее своей новой жизнью параллельно со своим творцом.

Любовь Евдокимова также определяет космический характер инсталляции: - Объекты собираются в конгломерации — все живет своими мирами.

- С помощью чего на объекты наносятся узоры?

- Как правило, это графические материалы: ручки, роллеры, фломастеры, шариковые ручки, иногда краски.

- Этот узорчатый орнамент обладает сюжетностью или это просто филигранный узор, выполненный в ярких красках?

- Иногда это совершенно абстрактный узорчатый рисунок, но, как правило, в нем угадываются какие-то моменты — например, некая архитектура, иногда есть намеки на фигуры.