Крепость каскадеров "Сетуньский стан". Ни пройти, ни проехать - толпа, жаждущая огня перекрыла дорогу. Поставить машину - мечта невыполнимая. Все в этот вечер хотят только одного - огня, огня и еще раз - огня!!! Так велика его магическая сила, хотя многие с детства с помощью ремня крепко усвоили прописную истину - " спички детям не игрушка". "Сетуньский стан" и карнавал огня в день солидарности трудящихся это категорически отменил. И более того - вручил тинейджерам не только спички. Но об этом позже.
Пока же пробиваюсь сквозь толпу к главной площадке. По дороге попадаются - справа старые БТРы, люди в белом, застывшие на тумбах, слева - группа железных (в прямом смысле) рыцарей, точнее их макеты. Рядом кто-то бряцает на гитаре. Смех . Пахнет шашлыком. Среди счастливых обладателей билетов - семьи с детьми, в том числе малолетними, мужественные байкеры в косухах и с подружками на шпильках, файерщики и их болельщики.
Из досье МК: Карнавал Огня проводится в пятый раз и не имеет пока аналога на территории РФ. Призовой фонд в 250 тысяч рублей оспаривается в нескольких номинациях - "лучшее огненное шоу", "лучший уличный перфоманс", "лучшее пиротехническое шоу", "шоу визуальных спец эффектов". В последнее время к ним прибавилось " лучшее свето-неоновое выступление". Пять лет назад огненный фестиваль придумал и организовал Игорь Панин - каскадер, президент "Сетуньского стана".
Все смотрят на небо - когда же стемнеет? Увы, майский день не короток. И пока на разогреве выступают милые девочки/мальчики со светящимися палочками в руках. Их сменяет отпадное уличное кабаре " Папильон бэнд". Павильон в переводе с французского -" бабочка" и бэнд из пяти 20-25 летних "бабочек" наверху белого фургона уже зажигает - пока ни огонь, а музычку. У солиста же ( не солистки), как и положено, отдельный выезд и какой - в чугунной ванне на колесах. За рулем не бутафорской, а самой что ни на есть настоящей ванны - некто длинно-гибко-тонкий во всем черном - шляпе, очках, сюртуке. Когда он, не приняв ванну, поднимется к своим "бабочкам" на фургон, а те вжарят на гитаре, саксафоне, скрипочке и ударных, лидер по имени Ваня запоет сначала для взрослых бодренькую песенку про толстого Карлсона ( из репертуара советского ВИА), а для детей - про девушку в прозрачном платье белом: "Ты зачем своим торгуешь телом от большой работы вдалеке?" Что в день Первомая, согласитесь, звучит весьма актуально.
Рядом со мной в жюри сидит главный по кошкам - Юрий Куклачев, улыбчивый и загадочно-молчаливый. Здесь он - эксперт не по четвероногим, а по огню. Вместе с нами карнавальщиков судит главный по суперэкстриму и силовым шоу Александр Муромский, естественно, очень крупная фигура - под два метра, косая сажень в плечах, а улыбка, как у ребенка. Здесь же Алексей Огурцов, мастер спорта по стрельбе из штатного оружия, но вид имеет вполне мирный, тем более, что он еще и киноактер, и продюсер. Заявленного модного художника Никаса Сафронова я не обнаружила, зато встретила не менее модную персону - Никиту Джигурду с длинными волосами и низким рыкающим голосом. Как и положено таким людям, раздавал автографы и снимался со всеми по желанию, особенно ему нравилось позировать почему-то на фоне огненных струй. Наверное, в доказательство своей огненной натуры.
Но вот на Сетуньский стан, местечко знаковое для экстрималов всех мастей, наконец спустилась темнота, но не такая густая, какая бывает осенью, а жидкая, весенняя. Но какая есть - любую ждали с восьми часов. Панин дает отмашку: "Поехали!!!" И поехали в прямом смысле слова - сначала мотоциклетки с горящими коляскми, потом - БТРы с горящими крыльями (не машина-убийца, а железный ангел). Огонь летел, взрывался, взмывал в темное беззвездное небо. Огонь лился, струился, разливался. Чем измерить эти огненные потоки? И вообще, можно ли?
Страха на трибунах от вида огня и бесконечного грохота не наблюдается, хотя огненосцы и огнеборцы находятся в шаговой доступности от ликующего зрителя. Помятуя тяжелые истории последних лет, связанные с огнем, думаю:"Надо бы у Панина спросить еще и про безопасность . А также узнать цену вопроса" .
Да, такое замечательное зрелище делают люди явно не робкого десятка. Названия театров и команд без особой романтики, конкретные - театр "Пламя", шоу "Агниво" (через "а", а ни как у Андерсена - через "о"), "Армэ" или "Forside show" и "Камикадзе шоу". За пять лет, что существует фестиваль эти команды энтузиастов, которых никто кроме них самих не содержит, сделали серьезный шаг в своем развитии. Кроме производства самих огненных эффектов на публике они делают шоу. Серьезные, на основе классики. Тому пример 18-минутный отрывом из "Ромео и Джульетты". Здесь использованы элементы балета, пластики, воздушной акробатики. И при этом шекспировские герои тонули в огне - в прямом и переносном смысле. Циник сказал бы: "влюбленные погорели", а я только замечу, что было это изысканно, хотя и огненно. Это выступление, подготовленное Ксенией Ферджулян, и стало безоговорочным победителем.
Хотя не могу не отметить изобретательный уличный театр "ЭКС" с его огромным белым колесом и белыми вежливыми человечками внутри него (руководитель Юрий Берлагин). Или обошедшуюся без огня, но использовавшую световые возможности неона, группу "Камикадзе шоу" Тимофея Бара. В группе " индивидуальные выступления" лучше всех зажигали Константин Румянцев и Евгений Сафиулин.
Час ночи. Стоя на БТРе с крыльями объявляем результаты. Радость. Разочарование. Салют - три неприложенные составляющие любого состязания. Интервью с Паниным после того как отгремел последний фейерверк, и файерщики пошли упаковывать свой багаж.
- Игорь, чем можно измерить огонь? Кроме ущерба, который он приносит на пожарах.
- Можно. Сегодня, например, сожгли здесь 2,5 тонны газа, пиротехники полтонны и спецэффектов килограммов 300-400.
- Вопрос о безопасности: группы работали возле зрителей.
- Огонь в профессиональных руках абсолютно безопасен. Мы знаем как горит, как сделать огонь зеленым, красным или голубым - по желанию. Может гореть голова у человека, а ему не больно.
- Какие секреты у костюмов?
- Костюмы только льняные или хлопковые. Никаких синтетических или капроновых нитей - тут достаточно одной капли огня и все, приварится к телу, тяжелейший ожог будет. Ткани имеют специальные пропитки - это базовые вещи, которые знают все файерщики.
- В каком состоянии файер-культура в стране?
- Файерколлективы растут как грибы. Можно сказать, это модное неформальное движение и очень мощное, которое надо поддерживать, а не запрещать. Уйдет в подполье, тогда будут и трагедии и несчастные случаи. Сейчас самые сильные в этом направлении голландцы. В Амстердаме, например, есть целый район, где файерщики живут коммуной, это очень популярное туристическое место.
У нас же огонь в стране запрещен. И поэтому население никогда не научится обращаться с огнем нормально. У нас небоскребы стоят - загорятся, никто не потушит, точно говорю. МЧС только все прикрывает, а потом случается "Хромая лошадь".
- Огонь - дело мужское?
- В основном - да, но ты видела шоу Ксении Ферджулян. Она маленькая, хрупкая, но фанат своего дела. Еще есть Абертаева Настя.
- Что можно сказать о характере людей, играющих с огнем?
- Есть общие черты - они артистичные, ревнивые, обидчивые, честолюбивые очень. Но самое главное, что они не боятся тяжелой черной работы - все надо делать своими руками. Они любят огонь и совсем не могут жить без огня.
- Огонь - дело дорогое?
- Не из дешевых. Но неоновое световое шоу еще дороже. Оно управляется с компьютеров. Пишутся специальные программы.
- На каком оборудовании вы работаете?
- Есть оборудование английском, китайское - начинали на нем. Но сейчас у всех свои технологии, свои секреты. Они зачастую работают лучше, чем иностранные .
- Могу представить во что обошелся твой вселенский карнавал?
- По-хорошему его оценить можно в 1 милл. 200 долларов, но реально мы сделали его значительно дешевле. Нам никто не помог деньгами, мы сами вкручивались. А как? Это наши огненные секреты.