Великий кинематографист и великий муж
Официальная прописка российского кино на время фестиваля в Каннах — Российский павильон, организованный компанией «Роскино» при поддержке министерства культуры и компании «Аэрофлот». Деловая программа этого года началась с презентации российско-украинского проекта «Битва за Севастополь» режиссера Сергея Мокрицкого. Эта встреча — своего рода жест: никакой политики, здесь только кино. По словам продюсера проекта, Натальи Мокрицкой, фильм находится в стадии завершения съемок, причем на данный момент украинская сторона полностью выполняет данные раннее обязательства. Год назад «Битва за Севастополь» представлялась в Российском павильоне в секции проектов, готовых для копродукции. Сегодня на ее месте — десять новых наименований. От полнометражного дебюта Тимофея Жалнина, у которого за плечами награда короткометражного конкурса «Кинотавра», до ремейка классической комедии «Усатый нянь».
Деловые встречи перемежаются с просто человеческими. 18 мая здесь почтили память Алексея Балабанова, ушедшего из жизни в этот день год назад. Встреча началась с фрагмента документального фильма Петра Шепотинника «Балабанов на войне» — и эти кадры сразу задали настроение дискуссии. Кроме Петра Шепотинника за одним столом сидели продюсер и близкий друг Балабанова Сергей Сельянов, кинокритик Мария Кувшинова, которая привезла в Канны свою книгу «Балабанов», вдова режиссера Надежда Васильева. Она скажет просто и коротко:
— Спасибо, что вы пришли, что помните Лешу. Он был великий кинематографист и великий муж.
В Канны в эти дни прилетел и Сергей Бодров-старший — провести несколько деловых встреч в рамках кинорынка. Он тоже пришел на встречу памяти Балабанова.
— Леша — уникальный режиссер. Таких в мире мало, в России он был один. У меня вся эта история связана одним узлом — Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший. Леша для Сережи был очень важный режиссер, а Сережа для него — очень важный человек в жизни. Потерять их обоих тяжело — объяснять это не надо. Видимо, такая судьба. Часто говорят: «Земля ему будет пухом». Но вообще в России земля жесткая, она пухом не бывает. И к сожалению, много хороших людей уходит рано. Но они все равно останутся у нас в памяти.
В ожидании чуда
Первой из съемочной группы «Левиафана» в Канны прибыла Елена Лядова, сыгравшая в фильме главную женскую роль. Опять же — из чисто деловых соображений: представить новый фильм Андрея Прошкина «Орлеан» по сценарию Юрия Арабова, съемки которого сейчас заканчиваются в Крыму. У Прошкина Лядова, по ее собственным словам, отдыхает душой, после череды серьезных драматичных ролей купаясь в атмосфере абсурдистской трагикомедии. Но и о второй встрече на площадке со Звягинцевым вспоминает добрым словом.
— Я счастлива, что встретилась с Андреем еще раз, — рассказала актриса «МК». — Роль у меня больше, чем в «Елене». Времени, проведенного на площадке, тоже. Материал совсем другой. Мы снимали в Мурманской области, на Баренцевом море, на Кольском полуострове, куда уехали на целых три месяца в экспедицию. Конечно, не все актеры полностью прожили этот период. Больше всего времени провели там я и Алексей Серебряков. Все время «питалась» Кольским полуостровом, чтобы стать его полноценным жителем. Я и ехала туда на поезде пару суток, чтобы хорошо разглядеть эту часть России. Неторопливо, неспешно, а не с трапа самолета оказаться в той атмосфере, которую приготовил Андрей.
— И какая эта атмосфера?
— Чудесная, как всегда у Звягинцева. Он умеет создать то, во что легко окунаться. Знаете, он делает все, чтобы чудо произошло, ждет его — в каждом кадре. Кропотливо готовит все, чтобы оно появилось. И оно правда происходит.
— Ваш фильм во второй раз участвует в Каннском фестивале. В прошлый раз приезжали как раз с «Еленой», представленной в программе «Особый взгляд». То есть можно сказать, этот путь вам знаком?
— Ну дорогу от аэропорта я знаю. (Смеется.)
— С каким настроением группа ждет премьеру?
— Группу я увижу только вечером 22-го числа, накануне пресс-показа. Думаю, для всех это очень волнительный момент. Что касается меня — я больше всего хочу наконец-то посмотреть кино. Еще никому из актеров не давали посмотреть фильм.
— А сценарий хоть дали почитать?
— В этот раз — да.