На ММКФ все свои

Депардье стал президентом FIFA

19 июня открывается 36-й Московский международный кинофестиваль. Программы его обширны, хотя «право первой ночи» для ММКФ так и остается несбыточной мечтой. Все лучшее, что мы там увидим, уже отработано другими кинофорумами. Но у нас всегда остается свой, русский конек.

Депардье стал президентом FIFA

Жюри говорит по-русски

В этом году организаторы феста столкнулись с большими трудностями. Сформировать жюри оказалось чрезвычайно сложно. По неофициальной информации «МК», отказы следовали один за другим: многие не хотели ехать в Россию по принципиальным соображениям. Родилась даже идея собрать жюри из ветеранов кино, но и тут что-то не заладилось. В итоге сложилось жюри, в котором все, за исключением немецкой актрисы Франциски Петри, свободно говорят по-русски. То есть жюри целиком состоит из кинематографистов, так или иначе внедренных в российскую историю и культуру. Это и хорошо, и плохо. Но каждый из членов судейского ареопага — безусловный профессионал.

Возглавил жюри российский кинорежиссер Глеб Панфилов. Мало кто из наших режиссеров имеет такое количество престижных наград главных кинофорумов мира. «В огне брода нет» отмечена «Золотым леопардом» в Локарно, и теперь картину можно будет увидеть на ММКФ на большом экране, так же как и фильм «Мать». В копилке Панфилова «Серебряный лев», «Золотой медведь», награда Карловых Вар и ММКФ, а также приз Каннского кинофестиваля за вклад в кинематограф.

Председатель жюри кинорежиссер Глеб Панфилов.

В состав жюри вошел уроженец Мавритании и выпускник ВГИКа Абдерахман Сиссако. С начала 90-х он живет и работает во Франции. В главном конкурсе недавнего Каннского фестиваля участвовала его картина «Тимбукту», которую покажут на ММКФ. Грузинский режиссер Леван Когуашвили тоже учился во ВГИКе, у Марлена Хуциева. Его «Свидания вслепую» покажут в программе «8½ фильмов». Немецкая актриса Франциска Петри сыграла главную роль в фильме Кирилла Серебренникова «Измена». Продюсер и журналист Лоран Данилю работал атташе по культуре в посольстве Франции в РФ, был сопродюсером фильма «Александра» Александра Сокурова, а сейчас работает на проекте Веры Глаголевой «Месяц в деревне» с участием британского актера Рэйфа Файнса. У Лорана русская жена, красавица Карина Данилю. Вместе они занимаются организацией международного кинофестиваля Voices в Вологде. В общем, в жюри все свои да наши.

Роковая «Кровь»

В жюри документального конкурса три кинематографиста: президент — британский режиссер Шон Макаллистер, бразильский кинокритик Амир Лабаки, основатель Международного фестиваля документального кино «Это всё правда», документалист из Санкт-Петербурга Алина Рудницкая. Ее недавняя картина «Кровь» уже получила несколько престижных наград, последнюю — от фестиваля «Зеркало» им. Тарковского. Французский актер Венсан Перес назвал ее едва ли не самым сильным документальным фильмом, который он когда-либо видел. Однако «Кровь» оказалась роковой для ее героинь.

Снята картина на мизерные средства и рассказывает о передвижной станции переливания крови, которая колесит по Ленинградской области. Люди не имеют работы и источников дохода, вот и отдают свои пол-литра крови, чтобы заработать 850 рублей. Бригада врачей состоит из самоотверженных женщин. В этой графичной черно-белой картине зритель не увидит ни одной капли крови. Так вот врачей, снимавшихся в картине, уволили. По мнению руководства, они запятнали светлый образ чего-то. От руководителя фестиваля «Артдокфеста» и режиссера Виталия Манского нам стало известно, что Алина Рудницкая отдала половину денежного приза этого киносмотра уволенной героине фильма Ольге, хотя снимала картину на свои кровные, без поддержки Минкультуры, который ежегодно выделяет средства на 400 фильмов. В общем, герои обижены. Получается так, что во всех российских бедах виноваты они и режиссер.

От самой Алины мы узнали, что после показа картины героинь фильма вызвал главврач станции, и в тот же день они были уволены по собственному желанию. Кто-то из них звонил и обвинял Алину в случившемся. Хотя скрытой камерой она не снимала. Все участники процесса были предупреждены о том, что идет работа над фильмом о донорстве в России. Герои были откровенны, потому и картина получилась живой и достоверной. Как рассказала нам Алина, главной героине она выплатила компенсацию, и сейчас уже все уволенные устроились на другую работу.

В документальной программе «Свободная мысль» покажут немало ценных фильмов, в том числе и «Смерть рабочего» ушедшего из жизни 23 апреля выдающегося австрийского документалиста Михаэля Главоггера. 54-летний режиссер отправился в Либерию снимать новый фильм и заболел там малярией. Лечили его от тифа. Его новеллу из 3D-проекта «Храмы культуры», рассказывающую о Российской государственной библиотеке, также покажут на ММКФ.

Самое главное с Филипом Сеймуром Хоффманом

То, что на любом фестивале становится главным — основной конкурс, у нас чаще всего хромает. ММКФ все никак не станет форвардом в нелегкой борьбе за мировые премьеры от лучших режиссеров. Наиболее заметной из 15 конкурсных картин пока что представляется шпионский триллер «Самый опасный человек» (США — Великобритания — Германия) режиссера Антона Корбайна по одноименному роману Джона ле Карре. И удалось его заполучить, видимо, по одной причине: он выходит в прокат 11 сентября и, стало быть, куплен одной из российских компаний. В картине снимался покойный Филип Сеймур Хоффман, ушедший из жизни совсем недавно при туманных обстоятельствах. Роль опасного международного беглеца по фамилии Карпов сыграл наш берлинский лауреат Григорий Добрыгин («Как я провел этим летом»), который оказался еще и способным режиссером. Всем советуем посмотреть его короткометражку «Верпаскунген» с Сергеем Маковецким в главной роли, которую покажут в Доме кино.

В основном конкурсе участвуют фильмы: «Бети и Амар» и «Все включено» из Германии, немецко-швейцарская «Страна мечты», «Братья. Последняя исповедь» из Украины, франко-турецкий «Свет моих очей», «Сентименталисты» из Греции, «Мой мужчина» из Японии, израильское «Прибежище», южнокорейская лента «Из породы пернатых», «Неспелые гранаты» из Ирана, нидерландский «Репортер», польский «Хардкорное диско», французская «Круговерть». «Да и да» Валерии Гай Германики и «Белый ягель» Владимира Тумаева представлены от России. Широкому зрителю имена создателей этих лент практически не известны. Но, как правило, в конкурсе ММКФ, каким бы безликим он ни был, всегда можно выловить 2–3 достойных фильма.

Полный Арабов

В Доме кино по традиции — «Российские программы», своего рода фестиваль в фестивале. Знатоки, особенно иностранные, проводят там целые дни. Как говорит куратор программы Ирина Павлова, можно «зависнуть» с утра до поздней ночи на восемь дней и выйти на свободу человеком, знающим про отечественное кино почти всё. На этот раз пройдет там и грандиозная ретроспектива фильмов по сценариям кинодраматурга Юрия Арабова, которую откроет «Одинокий голос человека» Александра Сокурова. В другие дни покажут фильмы «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Мать и сын», «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст» Сокурова, «Господин оформитель» и «Посвященный» Олега Тепцова, «Полтора кота» и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского, «Орду» Андрея Прошкина, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Чудо» Александра Прошкина.

В программе «Новое кино» представлено 24 российских игровых фильма — такой огромный сериал о сегодняшней и прошлой России. Тут и костюмно-историческая «Василиса» Антона Сиверса, отсылающая ко временам войны с Наполеоном, «Я не вернусь» режиссера из Эстонии Ильмара Раага — о судьбах детдомовских детей в России. Одну из главных ролей сыграла чрезвычайно одаренная девочка из детдома. Классик советского кино Эльёр Ишмухамедов («Влюбленные», «Нежность») представит картину «Гвоздь».

На церемонии открытия «Российских программ» дадут «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, где после десятилетнего перерыва снялся Александр Збруев. А закроет «Российские программы» 36-го ММКФ байопик «Поддубный» Глеба Орлова с Михаилом Пореченковым в роли выдающегося борца, ради которой актер набрал дополнительные 14 килограммов мышечной массы.

Красная армия против Депардье

Откроет ММКФ документальный фильм «Красная Армия» американского режиссера Гейба Польски. Он родился в семье советских эмигрантов и когда-то занимался хоккеем, а теперь снял ленту об СССР и хоккеистах, главным героем которой стал Вячеслав Фетисов. Времена «холодной войны», которые занимают автора фильма, породили и соответствующую стилистику. Многое строится на конфронтации, подвергается насмешке. Так что со стороны ММКФ было смелым шагом показывать такого рода картину на официальной церемонии. Иностранному зрителю выдается целый набор клише, связанных с СССР.

Выглядит наша родина как Северная Корея: речи вождей, красные знамена, памятники Ленину. А хоккеист новой формации Овечкин забивает шайбу в ворота, увешанные матрешками. Одна разбивается от удара, из нее выливается какая-то липкая жидкость. Хорошо хоть не водка. А так полный комплект: медведи, Большой театр, матрешки, пьяненький русский мужик в ушанке.

Интересно, что в дни фестиваля покажут французский фильм «Лига мечты» Фредерика Обюртена, где главную роль — президента Международной федерации футбола (FIFA) Жюля Риме — сыграл Жерар Депардье, опять-таки наш соотечественник. Картина расскажет о том, как создавалась футбольная организация, объединившая мир. Ходят разговоры, что Депардье прибудет в Москву, и кто знает, какая роль ему будет на этот раз уготована. И поскольку никто нам не обещает приезда звезд, самой яркой из них вполне может стать неистовый Жерар.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру