Выставка «Война, покончившая с миром» заняла два верхних этажа музея на Остоженке. В ее название легло заглавие книги Маргарет Макмиллан — известного историка, профессора Оксфордского университета и праправнучки Дэвида Ллойд-Джорджа, который занимал пост премьер-министра Великобритании с 1916 по 1922 год. Заметим, что в одном из последних эссе Макмиллан проводит немало тревожных параллелей между 1914 и 2014 годом. Это добавляет актуальности проекту МАММ, ведь лучший способ избежать повторения истории — помнить ее уроки.
Открывают выставку фотохроники события, ставшего поводом к войне. За ходом визита наследника австро-венгерского престола в Сараеве пристально следили журналисты, так что каждый шаг Франца Фердинанда заснят на пленку. Вот его встречают на железнодорожном вокзале — по дороге в центр города происходит первое покушение: террорист кидает гранату в авто Фердинанда, ранено 20 человек, но эрцгерцог с супругой не пострадали. Он продолжает путь по набережной Аппель, произносит речь в муниципалитете, а на выходе его случайно замечает Гаврило Принцип. Этот студент, один из шести террористов организации «Млада Босна», уже было решил, что акция провалилась и после покушения эрцгерцог отменит запланированные мероприятия, потому заходит в кофейню, чтобы успокоиться. Но тут видит выходящего из муниципалитета престолонаследника, тут же выбегает на улицу, стреляет — Франц и его супруга София убиты. Камеры фиксируют последние мгновения жизни эрцгерцога, на следующем снимке мы видим, как десяток полицейских уводят террориста... В ответ на это убийство 10 июля Австро-Венгрия предъявляет Сербии ультиматум, содержавший заведомо неприемлемые требования, а 28 июля объявляет войну. Николай II проводит всеобщую мобилизацию, а затем десятки стран включаются в войну.
Агитплакаты свидетельствуют об отношении людей к войне в самом ее начале: никто и представить не мог, что она затянется на пять лет и приведет к немыслимому числу смертей и разрушений. Русские надеются, что война будет стремительной и легкой, как изображает это на своем плакате Казимир Малевич: русская баба, улыбаясь, без усилий насаживает немца на вилы. Австро-Венгрия и ее союзники, впрочем, тоже надеются на быструю развязку, конечно же, в свою пользу. Очень скоро эти иллюзии тают. На двух этажах МАММ мы находим пугающие кадры: тела убитых, повисшие на деревьях, горы трупов, руины некогда великолепных зданий. Фото, видео, стереопары и автохромы (первые цветные фото), страницы газет и журналов — самые разные носители фиксируют ужасы войны. Перед нами солдаты и военнопленные армий разных стран, но всех объединяет одно — желание жить и надежда на мир. Несмотря на весь ужас происходящего, они остаются людьми. В этом смысле уникальны кадры, сделанные княгиней Анной-Марией Боргезе (фрейлины супруги великого князя Константина, сына Николая I). Когда началась война, Анна-Мария стала сестрой милосердия и взяла на фронт камеру — она стала одной из первых женщин, которой удалось снять войну практически с передовой, на разных участках итальяно-австрийского фронта. Среди бесстрастных кадров раненых и убитых находятся и снимки, на которых, например, солдаты играют в снежки, улыбаются или фотографируются на память. Эта серия Анны-Марии, впервые частично показанная в 2010 году, теперь представлена полностью. Она красноречивее других говорит о том, что люди остаются людьми, несмотря на обстоятельства, обрекающие их на зверства.
Задуматься о ходе и последствиях войны предлагает не только Мультимедиа Арт Музей: открываются выставки, снимаются фильмы, ставятся спектакли. Наверное, впервые о Великой войне говорят столь широко и подробно. Возможно, это связано с тем, что после ее окончания многие в России заговорили о том, что война эта «носила грабительский, несправедливый характер и героев в ней быть не может». В год столетия Первой мировой страна переоценивает ее смысл и значение. Время для этого самое подходящее.
Стратегический партнер выставки Renault.