Как надо сталью закалять детей

Реплика Марины Райкиной, редактора отдела культуры «МК»

Реплика Марины Райкиной, редактора отдела культуры «МК»
Скоро всех школьников заставят запомнить, кто такой Павка Корчагин (в кино его сыграл актер Конкин).

На очередном заседании в Мосгордуме Общественный консультативный совет политических партий занимался очень важным делом — обсуждал работу столичных театров в рамках государственной программы «Культура Москвы 2012–2016 гг.». Заслушивали работников культуры, образования. Такая внезапная любовь к театру оказалась странной.

На сайте московских законников отчет собрания имеет форму весьма казенную и обтекаемую: выступили, заслушали, постановили. Формулировки — демагогические: внедрить, повысить, углубить, рекомендовать — ничего нового. Но формулировочки вытекают из реальных выступлений реальных людей.

Вот, например, цитата от представителя партии «Патриоты России» — он точно знает, что «культура должна заниматься передней борьбой» (стилистика выступления сохранена. — М.Р.), а «театры должны рассказывать, что западная жизнь плохая». И порекомендовал Департаменту культуры приобрести компас. Для чего бы вы думали? Чтобы «понимать идеологические направления».

«Почему нет в московских театрах Шолохова и Островского?» — с возмущением вопрошал представитель КПРФ. Поначалу я и не поняла — ведь нет в Москве, да и в России театра, в афише которого не было бы пьес Островского. Как выяснилось, имелся в виду не Александр Николаевич, который сидит в виде памятника у Малого театра, где идет множество его пьес, а Николай Алексеевич — автор романа «Как закалялась сталь». Этого Островского, в свое время возведенного большевиками в миф, в школьной программе сейчас нет. И трудно представить, как современные школьники будут воспринимать классовую борьбу, строительство какой-то одноколейки и прочие непонятные им реалии. Подобные мелочи людей, занимающихся политикой, не волнуют. Главное — риторика: патриотизм, народность. Следует ожидать, что в ближайшее время к ним добавятся устойчивые сочетание «взвейся-развейся» и «спектакль — за три дня». Как пятилетку — за три года.

Может быть, и не стоит относиться серьезно к подобным заседаловкам с сомнительными выступлениями-заявлениями — ну, какой-то общественный и зачем-то консультативный совет пытается запустить руки в профессиональную сферу, в которой, что называется, ни ухом ни рылом, и руководить так, как себе цензоры советского режима не позволяли. К тому же неизвестно: его члены сами-то в театры ходят? Если и ходят, то с тяжелыми последствиями — одна из выступавших дам сходила и с ужасом рассказала собравшимся товарищам, как лично наблюдала с третьего ряда в Вахтанговском театре страшную картину: «Ленский общупал всю Ольгу. И как такое я могу показать своему 12-летнему внуку?!» Чем можно успокоить впечатлительную бабушку? Тем, что спектаклю «Евгений Онегин» со дня выпуска рукоплещет весь мир? Судя по всему, международное признание и всевозможные премии ее не уймут.

Но есть одна важная деталь этого заседания, которая заставляет не смеяться над чьим-то невежеством, а задаться вопросом из русской классики: а судьи кто? Минуточку внимания: в качестве экспертов на заседание привлечены люди, как профессионалы в театре мало заметные.

Впрочем, тут я ошибаюсь: некоторые их деяния очень даже запомнятся и даже войдут в историю. Например, режиссер с Таганки Сатириади была инициатором кампании против Юрия Любимова и сделала все, чтобы Мастер покинул созданный им театр. Этому же способствовала глава профсоюза работников культуры Фомина. Правда, теперь Сатириади очень переживает: последнюю оперу Юрия Любимова сняли с афиши театра «Новая опера». Еще немного, и будет выступать с лекциями о творчестве гениального художника: время идет — свидетели уходят…

Я попросила прокомментировать претензии псевдоэкспертов Наталью Дрожникову из Департамента культуры (начальник управления по работе с творческими организациями) — может быть, действительно не зря они радеют за культуру?

— Оперу Любимова «Школа жен» показали два раза в конце сезона. Сейчас театр не работает, а в новом постановка, конечно же, будет в репертуаре.

— На заседании высказывалось недовольство ценовой политикой театров, недостаточным количеством бесплатных посещений для детей и молодежи.

— У нас работает 516-е постановление о бесплатном посещении театров Москвы. Каждый год 250 тысяч школьников посещают бесплатно театры, а вторая программа — «Всей семьей в театр» (проходит осенью и весной) — дает дополнительно еще 25 тысяч бесплатных билетов. Я уже не говорю о том, что летом многие театры на 50% снижают стоимость билетов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру