На очередном заседании в Мосгордуме Общественный консультативный совет политических партий занимался очень важным делом — обсуждал работу столичных театров в рамках государственной программы «Культура Москвы 2012–2016 гг.». Заслушивали работников культуры, образования. Такая внезапная любовь к театру оказалась странной.
На сайте московских законников отчет собрания имеет форму весьма казенную и обтекаемую: выступили, заслушали, постановили. Формулировки — демагогические: внедрить, повысить, углубить, рекомендовать — ничего нового. Но формулировочки вытекают из реальных выступлений реальных людей.
Вот, например, цитата от представителя партии «Патриоты России» — он точно знает, что «культура должна заниматься передней борьбой» (стилистика выступления сохранена. — М.Р.), а «театры должны рассказывать, что западная жизнь плохая». И порекомендовал Департаменту культуры приобрести компас. Для чего бы вы думали? Чтобы «понимать идеологические направления».
«Почему нет в московских театрах Шолохова и Островского?» — с возмущением вопрошал представитель КПРФ. Поначалу я и не поняла — ведь нет в Москве, да и в России театра, в афише которого не было бы пьес Островского. Как выяснилось, имелся в виду не Александр Николаевич, который сидит в виде памятника у Малого театра, где идет множество его пьес, а Николай Алексеевич — автор романа «Как закалялась сталь». Этого Островского, в свое время возведенного большевиками в миф, в школьной программе сейчас нет. И трудно представить, как современные школьники будут воспринимать классовую борьбу, строительство какой-то одноколейки и прочие непонятные им реалии. Подобные мелочи людей, занимающихся политикой, не волнуют. Главное — риторика: патриотизм, народность. Следует ожидать, что в ближайшее время к ним добавятся устойчивые сочетание «взвейся-развейся» и «спектакль — за три дня». Как пятилетку — за три года.
Может быть, и не стоит относиться серьезно к подобным заседаловкам с сомнительными выступлениями-заявлениями — ну, какой-то общественный и зачем-то консультативный совет пытается запустить руки в профессиональную сферу, в которой, что называется, ни ухом ни рылом, и руководить так, как себе цензоры советского режима не позволяли. К тому же неизвестно: его члены сами-то в театры ходят? Если и ходят, то с тяжелыми последствиями — одна из выступавших дам сходила и с ужасом рассказала собравшимся товарищам, как лично наблюдала с третьего ряда в Вахтанговском театре страшную картину: «Ленский общупал всю Ольгу. И как такое я могу показать своему 12-летнему внуку?!» Чем можно успокоить впечатлительную бабушку? Тем, что спектаклю «Евгений Онегин» со дня выпуска рукоплещет весь мир? Судя по всему, международное признание и всевозможные премии ее не уймут.
Но есть одна важная деталь этого заседания, которая заставляет не смеяться над чьим-то невежеством, а задаться вопросом из русской классики: а судьи кто? Минуточку внимания: в качестве экспертов на заседание привлечены люди, как профессионалы в театре мало заметные.
Впрочем, тут я ошибаюсь: некоторые их деяния очень даже запомнятся и даже войдут в историю. Например, режиссер с Таганки Сатириади была инициатором кампании против Юрия Любимова и сделала все, чтобы Мастер покинул созданный им театр. Этому же способствовала глава профсоюза работников культуры Фомина. Правда, теперь Сатириади очень переживает: последнюю оперу Юрия Любимова сняли с афиши театра «Новая опера». Еще немного, и будет выступать с лекциями о творчестве гениального художника: время идет — свидетели уходят…
Я попросила прокомментировать претензии псевдоэкспертов Наталью Дрожникову из Департамента культуры (начальник управления по работе с творческими организациями) — может быть, действительно не зря они радеют за культуру?
— Оперу Любимова «Школа жен» показали два раза в конце сезона. Сейчас театр не работает, а в новом постановка, конечно же, будет в репертуаре.
— На заседании высказывалось недовольство ценовой политикой театров, недостаточным количеством бесплатных посещений для детей и молодежи.
— У нас работает 516-е постановление о бесплатном посещении театров Москвы. Каждый год 250 тысяч школьников посещают бесплатно театры, а вторая программа — «Всей семьей в театр» (проходит осенью и весной) — дает дополнительно еще 25 тысяч бесплатных билетов. Я уже не говорю о том, что летом многие театры на 50% снижают стоимость билетов.