Почтальона Тряпицына не пустили за призом

Андрей Кончаловский в Венеции: «Было бы неправильно, если бы мои герои оказались здесь»

07.09.2014 в 18:46, просмотров: 20264

Жюри 71-го Венецианского кинофестиваля, которое возглавлял композитор Александр Депла, с умом распределило призы. А это случается нечасто, поскольку слишком разные люди пытаются прийти к согласию. Главная награда «Золотой лев» досталась шведской картине «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» большого во всех смыслах режиссера Роя Андерссона. Андрей Кончаловский удостоен приза за лучшую режиссерскую работу за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».

Почтальона Тряпицына не пустили за призом

Он в одиночестве представлял свою картину. Даже грустно было наблюдать за его проходом по звездной дорожке в день премьеры. Его сопровождала жена Юлия Высоцкая. В группу поддержки входил министр культуры Владимир Мединский с супругой. Непрофессиональные актеры, жители архангельской деревни, снимавшиеся в фильме «Белые ночи почтальона Тряпицына», не были званы на фестиваль. Хотя квоты присутствия членов съемочной группы позволяли пригласить хотя бы пару человек. Столько детей в этом году снималось в конкурсных фильмах, и они представляли свои картины — сами получили радость и украсили показы и торжественные церемонии. Наш мальчик Тимка из архангельской деревни мог бы тоже приехать, но никто его не пригласил.

Андрей Кончаловский объяснил свою позицию. Наверняка вкладывал в свои слова другой смысл, а может быть, просто произнес их, особенно не задумываясь. В результате получилось нечто высокомерное. Вот что он сказал: «Было бы неправильно, если бы мои герои оказались здесь. Как если бы я снимал львов или аборигенов в Африке, Австралии, а потом привез их на фестиваль. Это было бы неуважение к ним. Они были бы в шоке. Их бы все снимали, они бы выпали из своей реальной жизни. Это бесчеловечно, неправильно. У меня был такой опыт, когда я представлял на Берлинском кинофестивале «Киномеханика Сталина» (это рабочее название фильма «Ближний круг». — С.Х.), — привез туда настоящего киномеханика Сталина. Он был так потрясен количеством колбасы и семги, так много ел, что умер через десять дней. Мои герои не видели фильма. Я им покажу его обязательно. Думаю, что он им не очень интересен, поскольку они живут своей жизнью».

В картине снималась и одна профессиональная актриса — Ирина Ермолова из Екатеринбурга. Она работает в «Коляда-театре», а у Кончаловского сыграла одноклассницу почтальона Лехи. Она-то могла приехать без ущерба «девственным чувствам». Вечером, когда по всем каналам показывали репортажи из Венеции, герои фильма наверняка узнали о премьере. Телевизор они смотрят постоянно.

В общем, почтальона Алексея Тряпицына заменил министр культуры Владимир Мединский. Вместе с супругой он подъехал к красной дорожке на фестивальном автомобиле, попозировал перед камерами. Имел полное право, поскольку Министерство культуры оказало финансовую поддержку малобюджетному фильму Кончаловского. Но хотелось видеть и главных героев этого дня.

Кончаловский рассказывал: «Когда приезжаешь на фестиваль, возникает гадкое ощущение казино. Все хотят получить приз, интересуются тем, кто и что про тебя написал. Каждый хочет понравиться, даже я. Если бы мне было 20 лет, премия была бы мне чрезвычайно важна. Но поскольку я уже сделал карьеру, то счастье для меня — делать то, что я хочу. Остальное — чистая рулетка. Впервые я был свободен ото всего. От денег прежде всего. Я был свободен от сценария и написал его, когда уже монтировал фильм. Я был свободен от артистов, потому что искал настоящих людей. Я ничего не хотел показать, кроме того, что является сегодня жизнью бывшего русского крестьянина, потому что сегодня класса крестьянства не существует. Показать жизнь этих людей и понять, за что их можно любить. Леша живет недалеко от того места, где запускают ракеты. Но мы об этом узнали, уже приехав на съемки. Чехов однажды сказал, что он может написать гениальный рассказ про пепельницу. Я думаю, что скучных историй нет. Есть только скучные рассказчики. Я рад, что моя история не стала скучной для зрителя. Я пытался сделать кино, в котором вы не чувствуете никакой игры, но в то же время вы находитесь в особом мире». Кончаловский уверен в том, что русскому зрителю фильм не очень понравится, поскольку все это мы видим каждый день. А вот европейцы не знают, что есть и такие места на земле.

Русские, разбившие под Полтавой шведов, помогли победить и нынешнему обладателю «Золотого льва» Рою Андерссону. На экране они не появятся, но понурый Карл XII, ставший одним из самых занятных героев гротескного фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», отыграл за всех. Картина состоит из забавных и мудрых новелл. Это своего рода комедия человеческих нравов, которые неизменны. Эгоизм, глупость, самоуверенность и по сей день правят миром. А сам Андерссон — режиссер, каких в мире единицы, заставляющий лишний раз вспомнить о том, что кинематограф — великое искусство.

За сценарий наградили не самую выдающуюся иранскую картину «Истории» Рахшан Баниетемад, которая рассказывает о жизни современного Ирана и затрагивает близкую нам тему санкций, которые наложили на Иран американцы и от которых страдают простые люди. Гран-при получила единственная документальная картина в конкурсе — «Тихий взгляд» Джошуа Оппенхеймера. Нам трудно понять, как могут уживаться жертвы индонезийского геноцида 60-х годов с теми, кто их уничтожал. Но у индонезийцев другая психология. Они живут не тем, как бы побыстрее купить квартиру или автомобиль, а тем, как встретят смерть.

Актерские «Кубки Вольпи» за лучшую женскую и мужскую роли ушли к итальянской картине «Голодные сердца» Саверио Костанзо, снятой в США на английском языке. Их получили итальянская звезда и изумительная актриса Альба Рорвахер (она жена режиссера) и американский актер Адам Драйвер (звезда «Звездных войн»). То есть жюри сочло, что роль у него ярче и серьезней, чем у Аль Пачино в картине «Манглхорн» Дэвида Гордона Грина. А юный актер Ромэн Поль за работу в фильме «Последний удар молотка» француженки Аликс Делапорте удостоен премии Марчелло Мастроянни, которая вручается молодым актерам. Музыку к этому фильму, чем-то напомнившему шедевры Эрика Ромера, написал живущий во Франции русский композитор Евгений Гальперин. Спецприза удостоена дебютная турецкая лента «Сибас» Каана Муждеси, героем которой стал 11-летний мальчик. Снята она в лучших традициях турецкого кино, которое на сегодняшний день одно из самых сильных и перспективных в мире.