На выставке представлены экспонаты из фондов нескольких ведущих государственных архивов, архива Президента РФ, ФСБ, службы внешней разведки и ФСО, из семейного архива. Многие из них публично демонстрируются впервые.
Этого советского государственного лидера «качало» от черных страниц жизни к белым, от удач к неудачам, от успехов к досадным просчетам с ранних лет его партийной карьеры.
Вот документ, датированный 16 августа 1929 года, «Список товарищей, отклоненных комиссией по набору в Промакадемию...» Под номером один – Хрущев Н. С., – зав. орграспредом Киевского ОПК КП(б)У. Правда, тут же рядом демонстрируется другая официальная бумага, утвержденная тремя днями позже, когда состоялось заседание Секретариата ЦК ВКП(б): «Список товарищей, командируемых в Промакадемию в 1929 г.» , и там среди дюжины счастливчиков, отобранных Оргбюро ЦК, значится «Хрущев Н. С.».
В годы большого террора он подписывал немало обвинительных бумаг-приговоров «врагам народа». Вот лишь одна такая, датированная 24 мая 1937-го. «ЦК ВКП получил данные, изобличающие члена ЦК ВКП Рудзутака и кандидата ЦК ВКП Тухачевского в участии в антисоветском троцкистско-правом заговорщическом блоке и шпионской работе против СССР в пользу фашистской Германии. В связи с этим Политбюро ЦК ВКП ставит на голосование членов и кандидатов ЦК ВКП предложение об исключении из партии Рудзутака и Тухачевского и передаче их дела в Наркомвнудел. Секретарь ЦК ВКП И. Сталин.» На этом страшном документе размашистый автограф: «Голосую за предложение политбюро. Н. Хрущев. 25.5.37 г.»
Однако и под самого Никиту Сергеевича пытались «копать». «Совершенно секретно. Управление НКВД УССР по Донецкой области. Начальнику IV отдела УГБ НКВД УССР майору Госбезопасности тов. Рахлису г. Киев. Согласно Вашего распоряжения нами допрошен троцкист Лохмачев о Хрущеве. Подлинник протокола допроса Лохмачева при этом прилагаем. Нач. УНКВД по Донобласти старший майор В. Иванов. 4 апреля 1937 г.» В углу – резолюция: «Лично тов. Ежову».
Всем известно, что Никита Сергеевич активно способствовал строительству метро в Москве, стал «крестным отцом» столичного троллейбуса... Однако, оказывается, он протежировал и мотоциклетное направление: «Товарищу Сталину. Посылаю Вам полученную мною от инженера М Дресслера записку и план организации «сталинских мотоциклистов». Инженер Дресслер ставит вопрос о роли мотоцикла в Красной Армии и хозяйстве. По моему мнению вопрос о расширении производства мотоциклов и большего внедрения его в Красной Армии и хозяйстве нашей страны ставится совершенно правильно. Секретарь ЦК КП(б)У Н. Хрущев. 21 января 1941 г.»
Документы, относящиеся к«украинскому» периоду работы Хрущева, сейчас особенно интересны.
«Строго секретно. Политбюро ВКП(б) Выписка из Протокола №93 заседания Секретариата ЦК от 2 июня 1941 г. ...Разрешить Совнаркому УССР и ЦК КП(б)У: Ввести с 1941/42 учебного года преподавание на румынском языке в школах сел и районов Черновицкой области, населенных румынами. Издать необходимое количество учебников на румынском языке...» (Осуществить эти проекты помешал начавшаяся через несколько дней война.)
«Постановлением Секретариата ЦК ВКП(б) от 23 августа 1946 года ЦК КП(б)У было поручено разобрать заявление т. Линтура «По поводу насильственной украинизации русского населения в Закарпатской области». Как показала проверка, ряд фактов, которые приводятся в заявлении, являются правильными. После освобождения Закарпатской области ряд работников неправильно повели себя в отношении русского населения, считая, что между русским и украинским населением Закарпатской области нет никакого различия. Поэтому вся работа велась на украинском языке. Школы организовывались с обучением на украинском языке. Газеты издавались только на украинском языке... В Закарпатской области агитационно-пропагандистская работа и культурно-просветительская работа поставлена очень слабо. Особенно неудовлетворительно проводится работа по отрыву населения из-под влияния униатской церкви... Секретарь ЦК КП(Б)У Н. Хрущев. 2 сентября 1946 г.»
А вот другая, столь громко «сдетонировавшая» потом бумага.
«Строго секретно Центральный комитет КПСС Протокол № 49 заседания Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года. Председательствовал т. Маленков Г. М. Присутствовали Члены Президиума ЦК т.т. Хрущев Н. С., Ворошилов К. Е., Булганин Н. А., Каганович Л. М., Микоян А. И., Сабуров М. З., Первухин М. Г. Кандидаты в члены президиума ЦК т.т. Шверник Н. М., Пономаренко П. К. Секретари ЦК КПСС т.т. Суслов М. А., Поспелов П. Н., Шаталин Н. Н. …9. О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Утвердить с поправками, принятыми на заседании прилагаемый проект Указа Президиума ВС СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Признать целесообразным провести специальное заседание Президиума ВС СССР, на котором рассмотреть совместное представление Президиумов ВС РСФСР и УССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев.»
Продолжение следует, вот они, причины, по которым 60 лет назад от России решили «отрезать» Крымский полуостров: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного совета РСФСР постановляет: Передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М. Тарасов.»
Весьма откровенными и даже по-мальчишески нахальными выглядят запротоколированные «Замечания тов. Н. С. Хрущева к выступлениям в Соединенных Штатах Америки 14 сентября 1959 г.» (советский лидер отправился тогда за океан с официальным визитом – ред.): «Я хочу взять с собой в США копию вымпела (имеется в виду вымпел, который за несколько дней до этого был доставлен советским космическим аппаратом на поверхность Луны и на котором изображен был герб СССР – авт.) и преподнести его в подарок Эйзенхауэру. Это будет такой подарок, что мед суешь, а чувствуешь вкус редьки. Что [Эйзенхауэр] будет чувствовать при этом – это другое дело. Для нас же это будет полезно. Я думаю вручить этот подарок на аэродроме после произнесение речи; вручить при всем честном народе, при всех корреспондентах. Это сразу подольет масла в огонь. Это нам выгодно. Ведь они пользуются своими преимуществами, так почему мы должны умалчивать о преимуществах нашего народа...».
Очень актуально для сегодняшней ситуации выглядит цитата из еще одного документа, относящегося к 19 мая 1960 г. – выдержка из выступления Хрущева на встрече с представителями ГДР, на котором он поделился своими мыслями о результатах только что прошедшей в Париже очень неудачной советско-американской встречи: «... Ведь уже очевидно, что Пентагон и реакционные силы в Америке не хотели проведения встречи, не говоря уже о том, что они не хотели решать какие-либо проблемы. В Париже коса нашла на камень.
Если доллар не хочет согнуться, то рубль и подавно не согнется. Нашу страну, страну социализма хотели унизить. Этого нельзя терпеть. Я говорил в Париже: если ты согнешь перед ними спину, то они оседлают тебя и попытаются взять уздечку в руки. Принять эти условия – значит, подчиниться политике и позиции силы. Если мы подчинимся политике силы, то настанет день, когда они вообще не будут с нами больше вести переговоры. Но времена изменились, мы не согнемся. Как пойдет дело дальше? Мы полагаем, что угар американцев пройдет, и что сложные международные вопросы должны быть решены. Поэтому мы предложили перенести совещание в верхах на 6-8 месяцев...»
Апофеоз обострения советско-американских отношений – Карибский кризис 1962 года, когда до начала ядерной войны оставались считаные шаги.
«Совершенно секретно. Шифротелеграмма из Вашингтона от 23 сентября 1962 г. Направлена т. т. Хрущеву, Суслову, Громыко. В Вашингтоне царит атмосфера военной истерии, подогреваемая печатью, телевидением и радио. Основой всех статей, радио- и телепередач является возможность войны из-за Кубы. Белый Дом, Пентагон, Госдепартамент и ЦРУ работают круглые сутки. Усилила деятельность служба гражданской обороны. ...Разработаны планы проведения и подготовки к срочной эвакуации президента, правительства и основных министерств в засекреченный район в 300 милях от Вашингтона (на случай возникновения войны). По радио и в печати непрерывно повторяются сигналы нападения и даются инструкции о том, как вести себя на случай тревоги...»
Конфликты возникали и между «своими» – в стане «соратников по социалистическому лагерю». Ярчайший пример – подавление венгерского восстания в 1956-м (документы,посвященные этой трагической эпопее тоже демонстрируются на выставке). Однако были и другие эпизоды.
Когда делегация Президиума ЦК КПСС во главе с Никитой Сергеевичем приехала 19 октября 1956 года в Варшаву, то встречена была отнюдь не ласково. Разговор с польскими лидерами на повышенных тонах начался прямо на аэродроме: поляки во главе с их лидером Гомулкой категорически возражали против присутствия делегации КПСС на пленуме ЦК ПОРП. «Тов. Гомулка: Ваш приезд – это вмешательство в наши дела. Тов. Хрущев: Нас хотят оторвать от наших войск в Западной Германии. Тов. Гомулка: Кто хочет? Хрущев: Польша... Мы этого допустить не можем, если вы поставите на с перед совершившимся фактом, то мы будем вынуждены грубо вмешаться...»
Отражены на выставке и другие «эпохальные» события и явления времен правления Хрущева. Например, расстрел протестующих рабочих в Новочеркасске летом 1962 года. В витринах показаны фотографии, образцы самодельных лозунгов. Списки погибших (в них 24 человека) и расстрелянных по приговору Верховного Суда (7 человек), справка о нанесенном предприятию и городу материального ущерба, а также протокольная запись доклада Ф. Козлова (Председателя комиссии по расследованию обстоятельств тех трагических событий) с заключением этой комиссии: «Хорошо провели акцию».).
Приводится знаменитый «хрущевский» указ об ужесточении наказаний за нелегальные валютные операции (Сейчас дико его читать: «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил валютных операций. Допустить применение смертной казни – расстрела за спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах...») Есть документальные свидетельства о скандальных «разносах», устроенных вождем художникам-авангардистам, поэтам...
Среди уникальных документов, представленных в выставочных витринах – рукописный проект знаменитого хрущевского доклада на ХХ съезде «О культе личности и его последствиях», подлинник отчаянного письма Берии, отправленного им вскоре после ареста «товарищам по партии», написанное самим Хрущевым «отречение от трона» – наскоро составленное прямо в зале заседаний заявление об уходе со всех партийных и государственных постов...
Много на выставке мемориальных и личных вещей Хрущева. Его шляпы, фуражки, пиджаки... В витрине выставлен телефонный аппарат из кремлевского кабинета Никиты Сергеевича, а также телеграфный аппарат «горячей линии» Москва-Вашингтон, по которому Хрущев в дни карибского кризиса вел переговоры с американским президентом Кеннеди.
Интересно взглянуть на парадные подарки вождю. Масштабы их, конечно не столь впечатляющи, как у Сталина, однако...
Едва ли не самый крупногабаритный экспонат выставки – ковер ручной работы, сотканный мастерицами из Дагестана в конце 1950-х. Называется это произведение – «Борец за мир». Портрет Никиты Сергеевича красуется на фоне земного шара, над которым реет «голубь мира» (символ недавно прошедшего Фестиваля молодежи в Москве), вокруг вождя кружат спутники и ракеты, изображены также последние «хрущевские» достижения советской техники – первый атомный ледокол «Ленин», крылатый лайнер Ил-18, корабль на подводных крыльях «Метеор»...
Еще один презент: изготовленный мастерами из Житомирской области в 1949 году чайный сервиз, посвященный победе в Сталинградской битве (Хрущев, будучи Членом Военного Совета фронта, имел к ней непосредственное отношение). На чашке изображен сам Никита Сергеевич (а вот портрет Верховного – Сталина, помещен на чайнике!), а также золотыми буквами выведена цитата из его выступления в 1942-м: «Защита Сталинграда имеет решающее значение для всего Советского фронта. Ни шагу назад!».
Другой раритет: советский вождь нарисован цветными красками на листе фигового дерева – столь необычный портрет создал в 1959 году, специально к визиту Хрущева в Индию художник Бихари Лал Джалан.
Наград и званий у Никиты Сергеевича тоже было немало. Среди экзотики, о которой рассказывают экспонаты нынешней выставки – грамота (1945 год) о вручении Хрущеву чехословацкой Военной звезды Белого Льва I степени. В 1960-м, во время поездки Никиты Сергеевича через океан в США для участия в сессии ООН, команда турбоэлектрохода «Балтика», на котором плыл генсек, торжественно вручила ему удостоверение почетного моряка. А вот пятью годами ранее Хрущев стал... заслуженным донором! В выставочной витрине демонстрируется билет Почетного члена Ассоциации итальянских доноров, врученный в 1955-м советскому лидеру.
Выставка «Хрущев. К 120-летию со дня рождения» будет открыта с 12 ноября 2014 года по 25 января 2015 года в Выставочном зале федеральных архивов (Б. Пироговская, 17) ежедневно, кроме понедельника, вторника и праздничных дней с 12 до 18 часов.