Спектакль задержали минут на 15, потому что ждали высоких гостей.
По этому случаю еще с утра большой зал Художественного театра шерстила "девятка": особенно ее сотрудников удивлял то, что актеры будут играть не на сцене, а в зале. Не будучи глубоко погруженными в театральный процесс, они задавали сотрудникам МХТ странные вопросы, типа: "А как отличить артиста от зрителя?"
На что мхатовцы только разводили руками — ну как реагировать на подобную бдительность?
Перед самым началом спектакля появилась Светлана Медведева в сопровождении неизвестной женщины и Валентины Матвиенко.
Вообще зал переполнен театралами и профессионалами. Слева от меня, например, сидит Алла Демидова, которая в свое время играла Раневскую в знаменитом спектакле Эфроса на Таганке.
Справа - режиссеры Рыжаков, Каменькович, Хейфец, Спиваков, - кого здесь только нет.
Спектакль действительно начинается и играется в зале. Конечно, не очень удобно крутить шеей, чтобы следить за перемещениями героев. Но атмосфера от такого художественного решения совершенно необычная — как будто ты находишься в доме. Играют потрясающе - Ксения Раппопорт в роли Раневской, Елизавета Боярская в роли Вари, Данила Козловский — Лопахин. Реплики идут на ура, потому что полностью пересекаются с сегодняшним днем. Самое интересное, что экран играют у первых рядов и по всему залу, а свой план по спасению имения и вишневого сада Лопахин представляет как презентацию на экране, который отсекает всю глубину сцены.
Интересно наблюдать за реакцией высоких гостей: более всех в действие эмоционально втянута Валентина Матвиенко, в то время как Светлана Медведева часто бросает взгляды в зал. В свое время, как рассказали мне во МХАТе, руководители страны, в частности Горбачев, любил сидеть не в ложе, а среди зала. Когда он пришел на спектакль "Горе от ума" (режиссер Олег Ефремов), студенты в конце устроили ему авацию. Но это было очень давно. Тогда мы жили в другой стране.