Хабаровск в ожидании Башмета

Куратор фестиваля Дмитрий Гринченко: «Жители малых городов должны чувствовать, что они кому-то нужны, что у них есть перспектива!»

...Нет нужды говорить, что проведение фестивалей в относительно труднодоступных местах на расстоянии 8-часового перелета от Москвы для Башмета и его команды (включая, на минуточку, два немаленьких оркестра), — это очень имиджевая история, базирующаяся на одном-единственном факторе — «это НАДО проводить в любом случае, потому что люди этого ждут», и люди эти совершенно не виноваты в трудных кризисных временах.

Поэтому — как бы тяжело ни было — уж в пятый раз в Хабаровске откроется (с 7 по 16 апреля) Международный музыкальный фестиваль Башмета, как всегда, состоящий из неожиданной и очень достойной программы. А о подробностях нам рассказал исполнительный директор форума Дмитрий Гринченко.

Куратор фестиваля Дмитрий Гринченко: «Жители малых городов должны чувствовать, что они кому-то нужны, что у них есть перспектива!»

...Кстати, сам Башмет всегда в восторге от Хабаровска:

— Да, мне нравится приезжать сюда снова и снова. Здесь всё удивительно и загадочно – и могучий, своенравный Амур, и непроходимая тайга, и неприступные горные хребты, и, поистине, необъятные бескрайние просторы... Кстати, здешний Краеведческий музей довольно подробно и скрупулёзно рассказывает об истории и природе края. Каждый раз, когда я приезжаю в Хабаровск, меня всегда охватывает особая гордость от сознания того, насколько же многообразна и огромна наша страна. И я особенно рад, что мы имеем возможность привозить сюда лучшие образцы музыкального искусства в исполнении первоклассных артистов. Надеюсь, и в этот раз программа Фестиваля не разочарует зрителей.

Теперь, собственно, о программе. Концерты пройдут как в Хабаровске, так и в Комсомольске-на-Амуре. Кроме того, в городах Края (Вяземском, Амурске, Бикине) солисты башметовского оркестра совместно с Хабаровской филармонией представят проект «Нескучная классика».

Откроется форум необычным музыкально-чтецким концертом с участием Башмета, «Солистов Москвы» и Константина Хабенского (уже традиционного «спарринг-партнера» Юрия Абрамовича): меломаны сначала услышат «Семь слов Христа на Кресте» Гайдна, а затем композицию, основанную на сочинении Франца Шуберта «Девушка и смерть» и на цитатах из пьесы Альбера Камю «Калигула».

На традиционном вечере «Классика встречает джаз» встретятся на одной сцене камерный ансамбль «Солисты Москвы» и квартет Игоря Бутман, — очаровательное действо, полное импровизации и драйва.

В следующем концерте силами, опять же, «Солистов Москвы», Дальневосточного академического симфонического оркестра, а также специально приглашенного актера Михаила Полицеймако прозвучат такие хиты как романтическое «Анданте Кантабиле» (Юрий Башмет — солист), «История Солдата» Стравинского, «Петя и Волк» Прокофьева...

Наконец, 16-го апреля за пульт Дальневосточного оркестра встанет немецкий дирижер (по происхождению — индонезиец) Адриан Прабава; солистом выступит известный венгерский скрипач-виртуоз Барнабаш Келемент, — прозвучат Второй концерт для скрипки с оркестром Прокофьева и Пятая симфония Шостаковича.

Слово исполнительному директору Дмитрию Гринченко.

— Это наш первый маленький юбилей, — говорит г-н Гринченко, — форум проводится уже в пятый раз, и это очень важный показатель. Помню, как долго мы с Юрием Абрамовичем выбирали место: где именно на Дальнем Востоке хотим провести фестиваль? В итоге остановились на Хабаровске, — видимо, по какому-то набору эмоциональных причин. Это уникальный город, в котором, в отличие от прочих «молодых» дальневосточных поселений, чувствуется история. Потрясающие центральные улицы с изысканной застройкой рубежа XIX-XX вв., причем, все дома восстановлены... Почему? Да потому что тамошние жители очень любят свой город и не чувствуют себя «временными» в регионе, — не сравнишь, скажем, с иными районами Крайнего Севера, куда люди приезжают на пять лет заработать денег, а потом оттуда сбежать.

— Да, но с точки зрения логистики — история достаточно тяжелая...

— Ну еще бы: мы прилетаем из Москвы — у нас разница во времени семь часов, а у солистов, летящих из Европы — вообще часов десять. Они не понимают — как им репетировать и играть концерты. Поэтому мы изо всех сил пытаемся дать всем лишние сутки на акклиматизацию, но... увы, это совершенно не спасает: весь день все равно спишь, ночью бодрствуешь, и из этого режима выйти очень тяжело. Возвращаясь к программе, отмечу, что в этом году мы старались сделать нечто особенно интересное, хотя экономическая ситуация совсем несладкая.

— И что же это?

— Взять, допустим, вечер с Костей Хабенским: по отдельности мы эти произведения уже показывали, но вместе — в один концерт — никогда еще не соединяли. Действо (и Шуберт, и Гайдн) очень серьезное. Ранее была такая практика, что одно из отделений мы делали «легким» (звучал чаще всего «Карнавал животных» Сен-Санса), а здесь решили увлечь публику глубоким, философским повествованием, весьма содержательным музыкально.

— Ну, «расслабиться» можно будет на «Джазе и классике» с Игорем Бутманом...

— Да, мы всегда стараемся на фирменных фестивалях Башмета в разных городах страны сделать хоть один концерт с перекрещением разных жанров — академической музыки, джаза, балета, оперы, рок-музыки... до сего дня публика встречала эти эксперименты «на ура».

— Особая статья — объезд городов Края.

— Вопрос стоял так: стоит ли это делать в кризис, не лучше ли сэкономить деньги? Но наша принципиальная с Башметом позиция: обязательно объезжать малые города, раз эта история столько лет существует. Ведь надо правде в глаза смотреть: в Вяземский, Бикин (где живет по 10-15 тысяч человек) никто из артистов не заглядывает в течение года. Да, Хабаровская филармония пытается туда вывозить своих артистов, но никаких столичных гастролеров там в глаза не видали. И мы приняли решение, что это «не та экономия, ради которой нужно убивать идею». Почему так важно там бывать? Да чтобы территория нашей страны не сокращалась постоянно! Чтобы жители этих место чувствовали себя полноценными. А не так, как это часто бывает — когда основная масса надеется переехать сначала в бОльшие губернские города, а из бОльших — в Москву... Жители Бикина, Амурского должны чувствовать, что они кому-то нужны, должны ощущать комфорт, перспективу. Вот это чувство мы и стараемся дать.

— Но сразу этого добиться невозможно...

— Комфортная среда не возникает за один год; но, представьте, когда человек, владеющий лавочкой, небольшим магазинчиком, маленькой гостиницей, вдруг начинает испытывать потребность в посещении концерта, — ну это же прекрасно. Так формируется совершенно другая культурная среда, группа социально активных граждан, которые хотят не просто деньги зарабатывать и потом водку пить, но и к чему-то стремиться... постепенно они задумываются — почему у них дороги не в порядке и так далее и тому подобное, то есть, одно цепляет другое.

— А что за концерт в Комсомольске-на-Амуре?

— Там их аж два — вечерний и дневной для детей. Причем, билетов на оба события невозможно достать — они заканчиваются в день поступления в продажу. Это удивительное история: недавно выяснилось, что в классе Юрия Башмета в Московской консерватории за последние семь лет учились три альтиста, родившиеся в Комсомольске-на-Амуре. И никто не знает — почему. Видимо, есть в городе педагог, дающий людям правильные установки. А вот в Хабаровске — замечательные скрипачи, и тоже благодаря классным местным педагогам; к тому же там есть оркестр с — подчеркиваю — полным составом, что редкость для российских регионов. Так что наша хабаровская эпопея продолжается, и все прикладывают максимум усилий чтобы и сейчас фестиваль прошел на самом высоком уровне, понимая его значимость. Ведь люди, местные жители не виноваты в том, что наступил кризис. Самое ценное для нас — это достойно пройти сквозь трудные времена. Потом обязательно будет легче.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру